Яндекс.Метрика

Бережливое мышление

В настоящей статье мы остановимся на таком неоднозначном понятии, как «бережливое мышление». Мы посмотрим, в чём именно оно проявляется, и приведём ряд способов формирования бережливого мышления.

В настоящее время, время жёсткой конкурентной борьбы практически во всех сферах, успешными являются компании, которые приспосабливаются под изменчивую рыночную обстановку, учатся развиваться и совершенствоваться, сокращая затраты и избавляясь от всего лишнего. Тем, кто знаком с понятиями Lean Manufacturing и Бережливое производство (далее обобщим всё понятием Lean) должно быть понятно, о чём идёт речь. Известно, что большинство современных зарубежных компаний широко применяют принципы, методы и инструменты Lean.Это позволяет им сокращать затраты, повышать качество продукции, быстрее производить привычный продукт и быстрее выводить новые продукты на рынок. Те компании, которые не развиваются, или делают это медленно, сильно отстают в конкурентной борьбе и со временем исчезают с рынка.

В России также существует ряд успешных примеров применения Lean-технологий (принципов, методов и инструментов), не смотря на то, что рыночная экономика в нашей стране начала формироваться совсем недавно. Как вы можете помнить, ещё не так давно, в Советском союзе не существовало конкуренции вообще. Предприятиям спускался план производства, который распределялся государством. Номенклатура продукции была не большой и ограниченной. Мышление большинства современных руководителей, а также поголовного большинства учителей современных руководителей сформировалось в совершенно иную эпоху. Тогда не было необходимости бороться за каждого клиента, сокращать время исполнения заказа, расширять линейку продукции и улучшать качество до мировых стандартов. Управление осуществлялось по стандартному плану.

Сегодня всё изменилось, управлять и мыслить так, как 50 и даже 30 лет назад уже нельзя.  Нужно применять самые эффективные и самые современные подходы к управлению и совершенствованию. Если не рассматривать отдельных выдающихся руководителей, то можно смело утверждать, что менеджмент нашей страны только начинает это осознавать. В то же время, Япония начинала переосмысливать подходы к производству почти 100 лет назад. Запад почти 50 лет назад, если считать с крупнейшего нефтяного кризиса 70-х годов. По мере осознания появляется потребность в новых знаниях. Так, с начала 2000-х годов в России популяризируются идеи Lean Manufacturing, известные больше как Бережливое производство. Также широкое распространение получил такой метод, как 6сигм, популярный в Америке, ТОС (теория ограничений системы) и т.д. Существуют много иных малоизвестных и некрупных подходов к менеджменту и совершенствованию. В контексте настоящей книги нам нет разницы, какой набор методов лучше, а какой хуже, где и как их лучше применять и т.д. Важно то, что применение любого метода и инструмента без изменения мышления даёт только ограниченные результаты.

Если человеку, который привык копать ямы лопатой дать экскаватор, что он будет делать? Он скажет, что быстрее вскопать по привычке, нежели разбираться с новой техникой. В моём подчинении были молодые мастера, которые сами выполняли отдельную работу на участке, вместо того, чтобы организовать подчинённый им персонал. Приходилось их переучивать, и им было нелегко в тот момент смотреть по-другому на, казалось бы, одну и ту же работу.

Это тоже пример разницы в мышлении. Абсолютно аналогичная разница прослеживается между продвинутым японским и среднестатистическим российским руководителем. Как бы ни прискорбно это звучало. Далее в книге мы познакомимся с тем, как сократить эту разницу с помощью формирования бережливого мышления у российского руководителя, с учётом нашего менталитета, истории и прочих отличительных особенностей. На самом деле, этих особенностей не так много, как принято считать. Далее мы увидим это. Мы рассмотрим самые короткие и надёжные пути для формирования бережливого мышления.

Что такое Бережливое мышление?

И так, что же такое бережливое мышление? Почему именно бережливое? Откуда вообще это словосочетание?

В английском языке есть уже устоявшееся словосочетание Lean thinking. Lean в переводе – тощий, худой, без жира и запасов. Thinking – это мышление. Дословно словосочетание можно перевести как бережливое мышление. На западе оно означает способность мыслить категориями и принципами Lean. По-другому, бережливое мышление – это способность принимать верные решения на благо компании с определённой перспективой на будущее. Это полезные привычки и парадигмы у руководителей, которые приносят пользу компании, персоналу и им самим в долгосрочной перспективе.

Это самое простое определение, которое можно было сформулировать. Здесь можно провести прямую аналогию со спортом. Формирование бережливого мышления можно сравнить с наработкой спортивной технике, которая в игре применяется уже без обдумывания. Например, футбол, или борьба. Один спортсмен тренируется, оттачивая точность ударов по мячу, представляя, как он обходит соперников. Он оттачивает технику ухода с мячом и т.д. Другой спортсмен также оттачивает захваты, изучает возможности для ухода от захватов противника в разных положениях. Потом, когда спортсмены участвуют в соревнованиях, выходят на поле или татами, они не задумываются над своей техникой, а принимают решения автоматически, исходя из выбранной ситуации. Чем больше опыт спортсмена и чем лучше он тренировался, тем более правильные решения он принимает на состязании. Аналогично с менеджером, управляющим каким-либо процессом. Его успех также зависит от привычек и парадигм мышления, которые он наработал за время своей работы, учёбы, стажировки и т.д. Он также учится реагировать на различные ситуации: решать проблемы. И то, как он мыслит, напрямую зависит на успех в этом нелёгком деле.

Как известно, устоявшийся российский перевод Lean Manufacturing  — Бережливое производство. Если объективно посмотреть на понимание инструментария и философии Бережливого производства, а затем на  понимание инструментария и философии Lean, то нельзя не заметить разницу. Понятие Lean гораздо шире и насыщенней. Так получается потому, что в нашей стране распространена и популярна лишь часть принципов, методов и инструментов. Это нормально, т.к. среднестатистический руководитель просто не поймёт их смысл и назначение. У него не будет условий, чтобы успешно применять их. И дело здесь не в том, что люди на западе умнее нас, просто они совершенствуют менеджмент в условиях сформировавшегося рынка на много дольше, чем мы.

Самый распространённый пример такого ограничения – это применение принципа вытягивания, когда производство начинается не по плану, а по требованию Заказчика. О вытягивании достаточно много написано в  книгах. Даже в русскоязычной литературе можно встретить описания инструментов и примеры реализации принципа вытягивания. Это достаточно известный принцип в России. Тем не менее, хорошие примеры его реализации можно встретить только частично на отдельных участках продвинутых предприятий. В чём же дело? Всё потому, что до выстраивания вытягивания необходимо проделать колоссальный фронт работ, без которых оно не будет работать. В первую очередь нужно стабилизировать производство, чтобы оно стало предсказуемым и давало постоянные стабильные результаты. Нужно выстроить поток, организовать работу в соответствии со временем такт, изменить размеры партий, организовать рабочие места и многое другое. Даже в крупных книгах описание вытягивания располагается либо в конце, либо в середине книги. Кто пробовал выстроить вытягивание, поймёт, о чём идёт речь.

Точно также, с существующим мышлением мы не можем полноценно пользоваться всем инструментарием Lean. Мы привыкли работать, руководствуясь одними и теми же принципами, решая одни и те же проблемы. Заметного успеха добиваются лишь те, кто открыл своё сознание новым идеям и поверил в них.

Представьте, если большинство российских менеджеров сформирует новые привычки и новое мышление. Пусть оно будет не кардинальным образом, но хотя-бы немного отличаться в лучшую сторону. Они смогли бы вывести свои организации на мировой уровень по производительности, качеству и скорости поставок.

 

Специально для Leanbase.ru, 2018 г.

Добавить комментарий

Наши клиенты