Яндекс.Метрика

Как сформировать бережливое мышление?

Изменение мышления – не простое дело, особенно с приобретением опыта и знаний. Тогда это становится сделать гораздо сложнее. Помните «принцип полного стакана?»

Существует ряд теорий по изменению мышления, описанных с точки зрения психологии и управления изменениями. С одной из теорий, проверенной на практике вы можете познакомиться, прочитав книгу «48 правил формирования бережливой культуры», 2017 год. Там описываются подходы к формированию правильных привычек и парадигм в коллективе. А привычки и парадигмы, как известно, являются основными составляющими бережливого мышления. Здесь мы не будем вдаваться в подробности, и описывать различные методики изменения мышления, однако приведём несколько аргументов, присущих каждой из них.

Какие бы подходы к изменению мышления вы не использовали, если это не гипноз или другое носильное вмешательство, первым шагом является доведение новой информации. Человек сначала должен просто узнать что-то новое, узнать, что это новое существует и, желательно, кто-то этим новым пользуется. На первом шаге ещё не обязательно понимать пользу, осознавать её и тем более, что-то делать. Важно просто узнать. Если вы читаете эту книгу и интересуетесь направлением Lean и бережливым мышлением, вы уже имеете первую информацию. Дальше наше восприятие работает следующим образом:

  • Узнать. Мы получили первую новую и незнакомую нам информацию. Например, мы узнали, что человек – не единственная форма жизни во вселенной, что существуют инопланетяне. Просто прочитали об этом в газете или увидели в фантастическом фильме. Первая информация прошла.

  • Понять. Мы получили больше информации, изучили её и поняли, как она работает, поняли смысл. Мы можем скептически к ней относиться, т.к. сами не пробовали это делать и никто из наших ближайших коллег (или других источников) не демонстрировал нам примеров. Например, мы получили больше информации об инопланетянах, например, из научного журнала или статьи, со слов очевидцев и т.д. Мы поняли, что это высокие зелёные человечки, которые прилетают, чтобы посмотреть на нас.

  • Принять. Данная стадия наступает, когда мы принимаем сам факт существования новой идеи, метода, или способа мышления. Мы понимаем, что можно делать так, или по-другому, мыслить тем или иным способом. Мы уже не относимся скептически к чему-то новому, можно даже не видеть примеров, но принять факт существования чего-то нового для нас. Например, об инопланетянах уже давно говорят все, пишут газеты, снимают фильмы и мы принимаем это как должное. Да, действительно, есть иные формы жизни где-то в бескрайнем космосе. Ну и пусть.

 

 

  • Осознать. Здесь мы приобретаем глубокое убеждение в чём-либо и осознанность некогда новой информации. Разница между принятием и осознанием огромная, т.к. осознание перестраивает наши действия и мотивации. Например, курильщик может 20 лет курить по пачке сигарет в день, понимая, что это плохо и принимая тот факт, что он когда-то умрёт от рака. Он бросает курить только тогда, когда осознает необходимость в этом. Это тот переломный шаг, когда мышление меняется. Например, мы встретили инопланетянина и осознали, что они действительно существуют. Новая информация коснулась нас и произвела на нас определённое воздействие.

  • Делать. После наступления осознания мы начинаем делать что-то по-новому, новым способом, по новым правилам. Или прекращаем что-то делать, как в примере с курильщиком. Осознав ряд бережливых принципов и пользу бережливых инструментов, мы начинаем применять их раз за разом, получая большие результаты и большее удовлетворение. Например, после осознания, что инопланетяне существуют, человек начинает строить станции для связи с ними и специальные шлюзы в орбитальных станциях для стыковки с инопланетными кораблями.

Прошу прощения за столь далёкий пример, но часто мышление руководителей, с которыми я сталкиваюсь по работе,  настолько же далеко от бережливого мышления.

Таким образом, чтобы совершать правильные действия, важно перейти на шаг осознания. Осознанию существенно способствует понимание не только нового способа мышления, а его преимуществ.  Когда вы поймёте и почувствуете все преимущества бережливого мышления – вы будете прокачивать его постоянно.

Те, кто долго занимается спортом, согласятся, что в начале занятий всегда тяжело. Но когда мы чувствуем прилив сил, улучшение самочувствия, улучшение внешнего вида и прочие преимущества, нам хочется продолжать занятия. Это мотивирует и способствует осознанию того, что спорт полезен и необходим. Аналогично прорабатывается бережливое мышление. Успех от применения того или иного принципа порождает желание применить его ещё и ещё. Неоднократное применение того или иного принципа формирует правильную привычку.

Именно на этих принципах основан речевой тренажёр «Рациональный менеджер». С помощью него мы прорабатываем отдельные принципы и подходы бережливого мышления на вымышленных, но типовых ситуациях. Это похоже на тренировку спортсмена.

 

Боксёр ежедневно совершает тысячу ударов по боксёрскому мешку, отрабатывая тот или иной удар в той или иной стойке. Он доводит действие до автоматизма для того, чтобы не думать о них, когда выйдет на ринг с настоящим сильным соперником. То же самое происходит при работе с тренажёром. Мы отрабатываем отдельные принципы Lean, повторяем методы и инструменты Lean, имитируем своё поведение в реальной ситуации. Всё это нужно для того, чтобы, столкнувшись с той или иной проблемой в работе, мы не поддавались панике, не следовали советам 30-и летней давности, а имели в голове нужную последовательность шагов и правильных действий для её решения.

Речевой тренажёр «Рациональный менеджер» — это подобие боксёрской груши для формирования бережливого мышления, для постепенного осознания новой и когда-то непривычной информации.

Механика формирования бережливого мышления заключается в следующем:

  • Работа с тренажёром построена в игровой форме с элементами соревнования между участниками. Все участники под руководством ведущего-тренера последовательно прорабатывают все круги тренажёра, постепенно формируя бережливое мышление.
  • Каждый из участников разбирает вопрос или ситуацию постепенно прорабатывает тот или иной бережливый принцип или инструмент.
  • Периодическая проработка всех сегментов формирует бережливые знания, привычки и навыки их применения в различных ситуациях. Это и есть бережливое и рациональное мышление: способность принимать правильные решения и определённым образом смотреть на казалось-бы простые вещи.
  • Работать с тренажёром можно бесконечное число раз, т.к. в нём предусмотрена гибкая система регулировки сложности. Поэтому им могут пользоваться участники и разным уровнем знаний и умений.

  

Уникальные особенности тренажёра:

  1. Глубина знаний в области Lean у участников может существенно различаться, также как и практический опыт. Поэтому проработка каждого задания осуществляется в группе участников, а полноту ответа наряду с ведущим оценивают все участники. Таким образом, обеспечивается вовлечение в работу всех участников, а не только отвечающего.
  2. Проработка каждого аспекта бережливого мышления выполняется от простого к сложному: начиная с базовых навыком и заканчивая бережливыми парадигмами и установками.
  3. Огромное количество заданий позволяет прорабатывать один и тот же сектор столько раз, сколько потребуется для полного понимания и осознания. Например, Базовый сектор предлагает 4225 заданий для проработки. Всего предлагается более 21000 ситуационной задачи. Ресурс тренажёра для участника (при 5-и минутах на задачу) составляет 1750 часов или 437 тренингов (по 4 часа). Таким образом, тренироваться можно бесконечно.
  4. Гибкая система управления сложностью позволяет усложнять и упрощать игру в зависимости от уровня подготовки участников. Тренер может управлять как количеством раз прохождений каждого сектора, так и сложностью, вводя дополнительные задания в соответствии с правилами.
  5. В качестве тренера-ведущего может выступить любой, наиболее подготовленный участник. Правила чётко регламентируют последовательность работы, а глубина проработки каждого задания зависит от подготовки участников. Даже один специалист со средним уровнем подготовки может управлять подготовкой неограниченного количества участников.
  6. Работать на тренажёре могут как новички, так и специалисты. Это важно для крупных компаний. В результате работы на тренажёре с подготовленными специалистами у участников существенно возрастает уровень знаний и пониманий. Как следствие, увеличивается польза от работы. У специалиста, в свою очередь, возрастает степень осознания того или иного бережливого подхода.
  7. Для работы на тренажёре нужен только стол, тихий кабинет и участники. Тренажёр представлен в виде игрового поля, свода правил и набора карточек и фишек. Он достаточно компактный для перевозки в ручной клади, а воспользоваться им можно практически везде.

Добавить комментарий

Наши клиенты