Яндекс.Метрика

Петли качества

В настоящей статье мы поговорим о подходе к организации работы по обеспечению качества, который широко распространён на современных европейских и американских заводах. Этот подход называется Петли качества (quality loops). Полное и правильное название звучит как петли обратной связи о проблемах качества (quality feedback loops), что говорит само за себя. Подход является неким системным воплощением большинства принципов встроенного качества. Изучение системы петель качества полезно даже не для того, чтобы в точности скопировать её на свои процессы, а для того, чтобы понять, как можно вместе реализовать различные принципы встроенного качества. К сожалению, применение петель качества не так распространено на российских предприятиях, однако отдельные попытки совершаются ещё с 2010 года.

Система петель качества пришла к нам с Запада. Эта система контроля и подтверждения (обеспечения обратной связи). Разумеется, лучший дефект – это тот, который не появился, а лучший процесс – тот, в котором отсутствуют риски появления дефекта. Мы стремимся к этому, встраивая качество в процессы и устраняя коренные причины проблем. Мы стараемся исключить контроль после отладки процессов, обеспечения их устойчивости, стабильности и эффективности. Однако будет неправильно положиться только лишь на Встроенное качество и обеспечение качества одним лишь правильным процессом. В действительности, даже lean-система требует последующего контроля качества. Какое бы бережливое и правильное предприятие не было, контроль все же необходим.

Система петель качества в первую очередь направлена на защиту конечного потребителя от плохого качества. Она существует для обеспечения оперативной обратной связи с процессом, которая может использоваться в качестве движущей силы в решении проблем и в мероприятиях по улучшению существующих процессов. Принцип быстрой обратной связи в место возникновения дефекта прекрасно реализовался в этой системе. Кроме этого, работа системы петель качества в совокупности с применением принципов и методов lean, а также принципов и методов встроенного качества может стать невероятно эффективной для улучшения качества, уменьшения времени исполнения заказа и минимизации затрат.

Подробное описание петель качества отсутствует в открытых источниках информации на русском языке, не считая нескольких переведённых статей. Тем не менее, благодаря плотной работе с Западными промышленными и консалтинговыми компаниями, мы можем обобщить основные принципы работы петель качества и понять, как они должны функционировать.

Существует 4 основных петли качества, формирование которых является первоочередной задачей при организации работы системы петель качества. Именно с них начинается построение описываемой системы. На некоторых предприятиях, по различным данным, выделяют до 12-и функционирующих петель, которые охватывают большинство процессов организации (от разработок до розничной торговли).

Обратите внимание на рисунок ниже.

Петля №1 – обеспечение качества на рабочем месте или в конкретной выполняемой работником операции.

Петля №2 – обеспечение контроля качества на выходе из цеха, участка или группы участков.

Петля №3 – обеспечение контроля качества на выходе продукта из завода или из процесса, непосредственно перед отправкой его Заказчику.

Петля №4 – обеспечение обратной связи от Заказчика.

Каждая из перечисленных петель обеспечивает обратную связь в место возникновения дефекта в случае обнаружения такового. Все Петли взаимосвязаны между собой и гармонично дополняют друг друга.

встроенное качество, бережливое производство, место возникновения дефекта, место выявления дефекта, стоимость дефекта, петли контроля, петли качества

Основой для разработки петель качества является в первую очередь качественно и постоянно проводимая аналитика статистических данных.  Кроме того, это применение принципов встроенного качества.

Более подробно о каждой петле, о вариантах реализации петель и последовательности работы читайте в книге «Встроенное качество«. Обеспечение качества при помощи петель обратной связи начинается с проработки самой первой петли с помощью аналитических методов и инструментов. После этого, петли прорабатываются последовательно: вторая, третья и т.д.

По материалам книги «Встроенное качество«, Филипп Семенычев, 2016 год.

Добавить комментарий

Наши клиенты