Примеры визуализации в TPM

Метод ТРМ — всеобщего обслуживания оборудования достаточно ёмкий, за десятки лет придумано множество инструментов, сформулировано много подходов и принципов, способных повысить эффективность работы оборудования. В том числе, разработаны и апробированы отдельные средства визуализации, несколько примеров которой мы описываем в данном разделе. Для более глубокого изучения методик и подходок Всеобщего обслуживания оборудования, рекомендуем пройти видеокурс «ТРМ. Всеобщее обслуживание оборудования» (более 19 часов видео, 83 урока), или тренинг «ТРМ. Развёртывание всеобщего обслуживания оборудования».

TPM доска контроляНачнём с простых досок и информационных центров. Работая над повышением эффективности оборудования, оперативную информацию (показатели, планы, распределение ролей и функций, информацию о решении проблем и т.д.) размещают на отдельном тематическом информационном центре. Суть работы аналогична информационным центрам SFM, только меняется основная цель.

Следующий пример гораздо интересней с точки зрения устранения ощутимых потерь. Это стенд работы с текущими неисправностями. Он подробно описывается в видеокурсе «ТРМ. Всеобщее обслуживания оборудования», здесь мы приведём краткое описание его работы. В первую очередь обратите внимание, что стенд работает именно с текущими, а не аварийными неисправностями. Текущая неисправность — это неисправность, не приводящая к остановке, или браку. Например, утечка масла или воздуха, скрип или шум, но работать можно.
доска текущих неисправностей, автономное обслуживаниеОбратите внимание на первый рисунок. На маркерной доске отображена схема расположения технологического оборудования как есть: в виде планировки в масштабе. Слева дан перечень всего оборудования, которое пронумеровано соответственно на схеме.
Работа инструмента проста. В случае возникновения текущей неисправности, оператор ставит магнит определённого цвета на соответствующее оборудование. В данном примере магниты желтые — неисправность по механической части, красные — неисправность по электрической части, зелёные — неисправность по гидравлической части и синие — когда требуется наладка оборудования.

текущие неисправностиВ соответствии с правилами, доска располагается в людном месте, там, где ремонтный персонал может легко её увидеть. Таким образом, визуализация текущей неисправности в виде магнита «мозолит глаза» и руководителям и ремонтному персоналу, т.к. все понимают, что текущая неисправность со временем может перейти в аварийную и тога она будет стоить гораздо дороже.

Здесь работает такое же ощущение, как когда загорается лампочка на панели приборов в автомобиле. Если это низкий уровень топлива, то мы знаем, что сможем проехать определённое расстояние до остановки, если это ошибка в системе, то мы не знаем, что это и будем стараться заехать в автосервис как можно быстрее. Также и магнит, вызывает чувство беспокойства.

всеобщее обслуживание оборудованияПоследний рисунок на странице отражает упрощённый вариант такой доски. Если первая удобна для участков с большим количеством оборудования, то этот вариант применим для отдельного большого оборудования, например, сложной линии. Здесь текущие неисправности записываются на стикерах и прикрепляются с помощью канцелярских зажимов сначала в раздел «подано», затем перемещаются в раздел «в работе», в раздел «исправлено» и в раздел «закрыто». Механизм работы абсолютно аналогичен, «глаза мозолит» уже стикер, а не магнит. Цель у всех подобных инструментов — сделать так, чтобы текущие неисправности не приводили к аварийным, организовать раннее предупреждение поломок. Подробней этот вопрос вы можете изучить в курсе «ТРМ. Всеобщее обслуживание оборудования».

стандарт автономного обслуживанияСледующий пример — это обычные стандарты автономного обслуживания оборудования.
Формы стандартов применяются совершенно различные, поэтому в настоящем разделе мы даже не пытались выделить наиболее распространённые из них. Т.к. настоящая книга о визуализации, то мы не рассматриваем не визуальных стандартов вообще, предполагаем, что если есть стандарт, то в нём есть графическая составляющая: фотография, схема, рисунок или чертёж. Это особо важно в таких сложных моментах, как обслуживание оборудования. Идеальный вариант стандарта — это комикс, по картинкам которого ясно и понятно, что и в какой последовательности надо делать, а что делать категорически запрещается.

Визуализация таких стандартов позволяет сфокусировать внимание на ключевых моментах, связанных с безопасностью, правильным выполнением работ и качеством.
Любой стандарт для работника — это напоминание о правильной последовательности действий, которую он должен сделать.
Любой стандарт для руководителя — это средство быстрого контроля, который напоминает ему выполнить контроль и позволяет сделать это сравнив последовательность работ в стандарте с фактическим исполнением.

Следующий пример — стандарт, выполненный в виде чек-листа. Он имеет аналогичные с обычным стандартом функции, однако, по нему можно увидеть подтверждение выполнения работ. Это очень важный момент, особенно, на начальных этапах внедрения автономного обслуживания. Механизм работы чек-листа связан с особенностями человеческого организма, которые заключаются в том, что человеку не свойственно обманывать. Человек может забыть или проигнорировать обычный стандарт с гораздо большей вероятностью, чем чек-лист. Здесь ему надо сделать отметку, можно поставить галочку, или крестик, а можно подпись, большой разницы нет. Даже ставя простую галочку, человек подтверждает, что всё выполнил, в соответствии со стандартом. Здесь солгать уже тяжелее. Галочка воспринимается как подпись в документе. Одно дело проигнорировать стандарт, а другое дело подписаться под выполнением и не сделать его.

Статья написана по материалам книги «Визуализация для эффективности» (Филипп Семёнычев), 2017 год.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • 5
  • 6
  • 4
  • 1
  • 3
  • 2
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • ЗВТ