Яндекс.Метрика

Система 5S. Организация рабочего места

С момента становления Бережливого производства (lean), 5S считается базовым инструментом, с которого начинаются любые улучшения и внедрение lean в целом. Об этом инструменте написано достаточно книг и статей, он является наиболее распространённым из всех известных инструментов lean в России. Не смотря на это, существует ряд проблем и часто допускаемых ошибок в применении этого инструмента. В данной статье мы не будем приводить подробного описания инструмента, ограничимся лишь его кратким обзором.

5S. Организация рабочих мест

Начнём с обзора самого инструмента. 5S — это система организации и рационализации рабочих мест, являющаяся аббревиатурой пяти японских слов:

  • Сэйри «сортировка» — разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних. Предметы (всё, что угодно, начиная с инструмента, комплектующих, материалов и заканчивая документацией и личными вещами), которыми не пользовались, продолжительное время удаляются.
  • Сэйтон «соблюдение порядка» — организация хранения необходимых предметов, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать. Например, то, что используется постоянно, располагается в непосредственной близости. То, что раз в сутки, рядом с рабочим местом. То, что реже, на складе и т.д.
  • Сэйсо «содержание в чистоте» — соблюдение чистоты и опрятности на рабочем месте. Рабочее место тщательно убирается и приводится в должное состояния, устраняются источники загрязнения.
  • Сэйкэцу «стандартизация» — необходимое условие для выполнения первых трёх правил. Для предотвращения возврата к первоначальному состоянию, стандартизируются графики уборки, новое состояние рабочих мест и размещение предметов.
  • Сицукэ «совершенствование» — воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.

Инструмент применяется к определённым участкам, физическим рабочим местам (хотя принцип применим и к виртуальным, например рабочему столу компьютера). Наведение порядка на рабочих местах – это не просто красота, а ликвидация основных видимых потерь, без которых дальнейшие улучшения не имеют смысла, т.к. ценность создаётся именно на рабочих местах. Не стоит недооценивать потенциал для устранения потерь на рабочих местах, каждый раз повторяя шаги 5S можно выявлять всё новые потери. Помните, что потенциал есть везде и всегда, а 5S это не разовая акция по улучшению рабочих мест, это постоянно повторяющийся процесс их улучшения.

Основные моменты, на которые следует обратить внимание, внедряя 5S:

  • Работу необходимо начинать с одного небольшого участка или рабочего места. Основными требованиями к выбору участка или рабочего места являются высокая лояльность персонала и высокий потенциал для улучшений. Другими словами, персонал по большей своей части должен поддерживать изменения, т.к. изменения не просто коснутся их привычной обстановки, но и будут реализованы их руками.
  • Быстрые результаты – это второе, на чём хотелось бы заострить внимание. Применение данного инструмента, в отличие от многих прочих, рассчитано на быстрое получение первых видимых результатов. Все преобразования будут видны не только участникам процесса улучшений, но и всем работникам. То, что сразу бросается в глаза не оставит равнодушным никого, не стоит растягивать удовольствие и наслаждаться каждым шагом 5S по несколько дней или недель. Длительность работ не только утомляет, но и сеет зёрна сомнения в самих работников. Поэтому первые результаты должны быть как можно раньше. Совершенствоваться можно всегда, а потенциал для совершенствования есть где угодно, но не стоит забывать, что 5S – это цикличный процесс, который должен периодически повторяться, о чём и призвана напомнить последняя «S» — «Совершенствование». Добейтесь первых видимых результатов, стандартизируйте их и периодически возвращайтесь и проделывайте снова все шаги.
  • Вовлечение работников в реализацию шагов 5S так же немаловажно. Представляете, если кто-то начнёт наводить порядок у вас дома и менять местами полки, где хранятся носки с трусами? Вряд ли это кому-то понравится. Вовлечение не означает, что мы должны полностью слушать работника, порой степень замыленности глаз бывает выражена на столько, что любые перемены для него могут казаться ужасом и глупостью. Однако работник должен чувствовать свою сопричастность к изменениям, ведь впоследствии, ему придётся повторять шаги 5S уже самостоятельно.
  • Распространённая ошибка при применении 5S – игнорирование последних двух шагов, при получении первых видимых результатов. Стандартизация позволяет зафиксировать новое состояние рабочего места, однако сам по себе стандарт работать не будет, т.к. у работников существуют ещё старые привычки. Стандартизация помогает контролировать улучшение (точнее отсутствие возврата к первоначальному состоянию), а также выработать нужные привычки для его предотвращения. Для этого необходим постоянный контроль со стороны руководителей и устранение причин возврата к предыдущему состоянию. Другими словами, никогда не останавливайтесь, получив первый видимый результат, удостоверьтесь, что ситуация стабилизировалась, а новые привычки начали вырабатываться.
  • Ещё одна рекомендация при внедрении 5S – уделять достаточно внимание безопасности и эргономике, а также устранению потерь на рабочем месте, а не только сортировке предметов.

По большому счёту, для рабочего всё равно, сколько деталей расположено у него на столе, или сколько инструментов находится в его шкафу, однако польза применительно для него будет заключаться в повышении уровня безопасности, удобства и стабильности его работы. Разумеется, устранение потерь является основной целью инструмента, но необходимо также стремиться к минимизации перемещений, исключению наклонов и прыжков, переноски тяжестей, исключения факторов получения травмы.

Результатом работ должны являться не только чистое, аккуратное рабочее место, но и безопасное и максимально эргономичное. Более того, работники и руководители должны следовать новым стандартам, не только поддерживать чистоту и порядок, но и улучшать рабочее место и соответствующие стандарты, вырабатывая новые привычки.

Статья подготовлена на основании материала из книги «Бережливое производство для руководителей»  2014 г. Ф.А. Семёнычев.

Добавить комментарий

Наши клиенты