Яндекс.Метрика

Время исполнения заказа. Что это?

Этот вопрос достаточно важен, т.к. на разных предприятиях и у разных специалистов могут существовать различные понимания этого термина.

Итак, представим, что в организацию обратился Заказчик, ему нужно определённое количество определённого продукта. Нас не интересует, какой это продукт, какое количество и в какие сроки ему необходимо. Кроме того, нас не интересует, куда он обратился: на производство, в отдел продаж, к директору завода и т.д., хотя это очень сильно может повлиять на время исполнения заказа.

Рассмотрим движение образного заказа в принципе. Кто-то в организации принимает заказ (отдел продажи и маркетинга, отдельный руководитель или специалист и т.д.), кто-то этот заказ обрабатывает и рассчитывает материалы для его изготовления, заказывает их, доставляет. Другие работники могут рассчитывать экономическую целесообразность изготовления заказа, обеспечивать инструментом и новой технологией. Конечно, кто-то будет производить заказ, доставлять его, контролировать качество, сортировать и т.д. Как правило, это самая долгая часть, но не всегда.

Время исполнения заказа мы начинаем исчислять с момента размещения заказа. Когда Заказчик подал заявку или позвонил менеджеру. Другими словами, Заказчик дал всю необходимую информацию (о виде, качестве и количестве продукта), необходимую для исполнения заказа. Заканчиваем же мы считать время исполнения заказа, когда Заказчик  получил свой заказ, или когда заказ был отгружен. Здесь будет играть роль то, сам ли Заказчик забирает заказ (на своём транспорте, или самостоятельно организуя работу с транспортной компанией), или нет. В большинстве случаев удобней считать время исполнения заказа до момента отгрузки, т.к. при достаточно продолжительной работе организации, время доставки всегда известно, оно оговаривается с Заказчиком. Кроме того, вина за задержку груза в пути ложится на транспортную компанию. Существует ещё один нюанс, связанный с предоплатой, или оплатой Заказа. Многие компании не берут заказ в работу до перечисления предоплаты. Это вполне логично и правильно. Здесь вам придётся самим взглянуть на специфику работы с заказами и определить момент начала исчисления времени исполнения заказа. Например, когда заказ оплачен, он берётся в работу и с этого момента начинается отсчёт времени. Или, например, вы работаете с узким кругом постоянных клиентов, поэтому время исполнения заказа начинаем исчислять с момента подачи заявки от постоянного клиента. Решать вам.

Важно понимать, что исполнение заказа – это не только время его производства. Это и множество манипуляций с документами и информацией, которые присущи большинству компаний. По статистике автора на подготовительную часть, связанную с переговорами, оформлением, планированием и т.д. уходит в среднем 40% времени. Столько же уходит на производство. И 20% уходит на доставку и последующее оформление. Эти цифры взяты из наблюдений  в процессе работы в проектах на российских предприятиях. Несмотря на то, что это «средняя температура по больнице», она много о чём говорит. Определяя для себя рамки измерения времени исполнения заказа, не забудьте об этом.

Если бегло посмотреть, из чего складывается время исполнения заказа, то можно выделить несколько стадий.

  • Приём заказа – это всё время, которое тратится на общение с Заказчиком, на уточнение возможностей производства, требований к продукту и т.д. На этой стадии Заказчик уже изъявил желание получить определённый заказ, а организация ещё не предпринимает активные действия по его исполнению.
  • Планирование исполнения – это всё время, когда уже принятый заказ ожидает изготовления. Сюда входит планирование заказа, ожидание его в очереди или ожидание поступления материалов и т.п.
  • Производство – это промежуток времени с момента, когда заказ выдали в виде задания на производство и поступлением готового продукта (заказа) на склад готовой продукции. Как правило, само понятие время исполнения заказа ассоциируется у большинства специалистов только с этой частью.
  • Доставка заказа – это всё время, которое уже готовый заказ добирается до Заказчика. Сюда входит ожидание на складе, ожидание транспорта, непосредственно доставка и оформление сопроводительной документации. Если планирование отгрузок отлажено, а производство более или менее предсказуемо, эту часть можно свести практически к нулю. Однако иногда она занимает весомую долю времени.

Таким образом, такое простое понятие как время исполнения заказа состоит из большого количества работы, выполняемой разными службами в организации. На разных предприятиях соотношение этих составляющих будет существенно различаться. Например, где-то основную продолжительность времени исполнения заказа будет занимать производство. Большое и неповоротливое производство будет смешивать разные заказы, многократно выполнять повторную работу и затягивать время. На других предприятиях большая часть времени будет тратиться на планирование исполнения. Большое количество ручной работы по планированию закупок, поставок, отгрузок и производства будут вносить беспорядок и неразбериху. Где-то встретятся проблемы с логистикой и даже бухгалтерией. Так или иначе, сокращая время исполнения заказа, следует понимать, из чего складывается этот показатель именно на вашем предприятии? На что следует обратить внимание в первую очередь?

Для того чтобы это сделать по возможности лучше, не обязательно запоминать приведённые выше составляющие. Они достаточно общие и служат лишь для того, чтобы показать, что исполнение заказа – это не только производство. Попробуйте представить себя заказом или продуктом, который заказал клиент. Представьте, как информация об этом продукте попадает в вашу организацию и что с ней происходит, как она движется. Через кого она проходит, пока не превратится в материальный продукт? Где она останавливается? Всё это и будет временем исполнения заказа.

 

Филипп Семенычев специально для Leanbase.ru. По материалам книги «Ускорение производства«, 2019 год.

Добавить комментарий

Наши клиенты