Все материалы от LeanBase

Получите pdf и аудио книги просто заполнив форму

Ваш email:

email рассылки Конфиденциальность гарантирована

Никакого спама

email рассылки

тренинги бережливое производство

Видеокурсы Бережливое роизводство

 

визуализация

 

Процесс и поток создания ценности.

Как понимать?

Принцип непрерывно выстроенного потока является основополагающем принципом lean, о котором говорил ещё в прошлом веке Э. Деминг. Принцип потока означает, что технологический процесс должен быть выстроен так, чтобы создать непрерывный поток, эффективно обеспечивающий добавление ценности. В свою очередь, такое выстраивание предполагает максимальное сокращение времени, которое незавершенная работа находится без движения.

современные методики картирования потоков с применением правила 80/20КПСЦ

Для начала давайте разберём разницу в понятиях «поток» и «процесс».  На практике мы часто употребляем эти два понятия, порой вкладывая в них один и тот же смысл. В lean работают, как правило, с процессами: мы ищем в них потери, улучшаем и оптимизируем процессы. По определению, процесс – это набор действий по преобразованию некого «входа» в некий «выход». Поставщик определяет вход процесса, а Заказчик получает выход. Соответственно, выход – это то, что получилось в результате преобразований (совершения некого набора действий) над входом процесса, то, что необходимо Заказчику.

Например, процесс расплава металла – набор действий, начинающийся с комплектования шихты и заканчивающийся получением необходимого результата анализа. Входом процесса является получение задания с определёнными требованиями (химическим составом), а выходом процесса  является расплавленный металл, соответствующий требуемым свойствам, объёмам и срокам его выплавки.
Еще пример. Процесс поставки комплектующих – набор действий от обработки заявки, содержащей перечень соответствующей номенклатуры, необходимое количество и оговоренные сроки поставки (вход поставки) до доставки необходимого количества и номенклатуры в установленный срок в оговоренное место. Выходом этого процесса, наряду с доставленными комплектующими, может быть подписанная накладная о доставке или переданная карточка канбан.

Теперь переключим наше внимание на понятие «поток». Если рассматривать общее определение, то поток – это перемещение масс в определённом направлении. Почему же используют именно этот термин?  Для начала важно правильно различать материальный и информационный поток. Материальный поток – то, что становится на выходе продуктом, который мы можем потрогать, увидеть и понять, как он преобразуется и движется. Это может быть поток сборки автомобиля, где по мере движения по сборочному конвейеру рамы на неё крепятся множество узлов и комплектующих. Этот поток можно сравнить с потоком бурной реки, в которую по мере течения впадают мелкие реки (узлы автомобиля) и ручьи (комплектующие), поток то замедляется, образуя запруду (запасы узлов и комплектующих), то ускоряется, двигаясь быстрее (прохождение операций с минимальным временем цикла). Именно поэтому применяется понятие «поток». Идеальный поток – ровный, с постоянной рассчитанной скоростью, без глубоких запруд, водопадов и отмелей, выдающий на выходе необходимый объём воды. Любая составная часть материального потока либо является составной частью готового продукта, либо выражается в конечных свойствах готового продукта. Название «поток создания ценности»  как раз и отражает, что по мере движения продукта в потоке он видоизменяется и приобретает формы и свойства, необходимые Заказчику.

Но так как любой материальный поток не возникает и не протекает сам по себе, на практике его сопровождают ещё более переплетённые и запутанные информационные потоки. Информационные потоки, отображаемые в КПСЦ, влияют на материальные в плане количества и направления движения, но они не составляют какую-либо часть готового продута. Это задания на изготовление, переработку, переналадку и отгрузку. Их можно потрогать, если они представлены в виде документа на бумажном носителе (план, график, карточка канбан и т.д.), но они  могут быть и в виде телефонного звонка, электронного письма, сигнала системы андон и т.п. Обратите внимание,  что информационный поток рассматривается только в непосредственной привязке к продукту (к материальному потоку). Другими словами, он ограничен теми же границами (входом и выходом), что и рассматриваемый внутри поток (или процесс, как хотите).

Несмотря на то, что понятия «поток» и «процесс» могут иметь сходный смысл, обращаю ваше внимание на то, что при употреблении понятия «поток» мы фокусируем внимание на равномерности и непрерывности движения продукта в любом его состоянии (сырьё, материал, заготовка и т.п.) аналогично с речным потоком. При употреблении понятия «процесс» фокус направлен на ограниченный входом и выходом набор действий (операций, более мелких процессов и т.п.).

Обеспечение непрерывного движения продукта в потоке является основным улучшением в организациях, которое необходимо выполнить сразу после стабилизации улучшаемого процесса (см. SFTP).  Выстраивание потока заключается в проведении картирования, устранении потерь, выполнении ряда физических и культурных изменений и обеспечения его непрерывного движения.

Статья подготовлена на основании материала из книги «Стоимость ≠ Ценность. Современные методики картирования потоков с применением правила 80/20» , 2013 г. Ф.А. Семенычев. Специально для LeanBase.ru

 

 

Вам понравился материал?

Если да, поделитесь с вашими друзьями в соцсетях, чтобы они тоже могли получить ценную информацию!

Если нет, поделитесь с вашими врагами в соцсетях, чтобы ввести их в заблуждение!

comments powered by HyperComments

 


Яндекс.Метрика