Все материалы от LeanBase

Получите pdf и аудио книги просто заполнив форму

Ваш email:

email рассылки Конфиденциальность гарантирована

Никакого спама

email рассылки

тренинги бережливое производство

Видеокурсы Бережливое роизводство

 

визуализация

 

Привычки и парадигмы мышления

Применяя на практике знания в области Бережливого производства, рано или поздно каждый из нас сталкивается с наличием таких явлений, как парадигма мышления и привычка. Остановимся на этом вопросе немного подробней, так как понимание механизмов формирования привычек и парадигм объясняет многие трудности и ошибки, с которыми сталкиваются руководители и специалисты при внедрении Бережливого производства. В данной статье мы не будем досконально разбирать эти механизмы, однако нам стоит постоянно помнить об их существовании. Формирование правильных привычек и парадигм способствует формированию нужной среды в коллективе, эффективному внедрению идей Бережливого производства и функционированию организации в целом. Кроме того, работа по применению любых принципов, методов и инструментов Бережливого производства – это всегда «новый взгляд». Это выполнение работы, в том числе и мыслительной, иным, непривычным способом. Люди, изучающие Бережливое производство с теоритической стороны, что является не менее увлекательным занятием, редко задумываются над этими понятиями. Поэтому тема понимания механизмов формирования привычек и парадигм будет наиболее близка тем, кто реализует Бережливое производство на практике.
Парадигма – это призма, через которую человек смотрит на окружающий мир (Р. Кови). По-другому можно определить это как некий набор взглядов и установок человека, формирующий его мышление.
Примером, наверное, самой знаменитой парадигмы средневековья, можно назвать строение солнечной системы: все люди были уверены, что солнце вращается вокруг земли. Чтобы преодолеть эту парадигму погибло немало людей, в том числе и великих учёных. Применительно к работе, парадигмы мышления проявляются в мелком масштабе, за борьбу с ними никого не сжигают на костре, однако преодолевать устоявшееся мышление до сих пор является достаточно сложной задачей. Работники могут быть абсолютно уверены, что их способ и приёмы работы являются оптимальными (если не идеальными), потому что «они так работают десятки лет», «так было всегда», «ничто не заменит старый добрый молоток» и т.д.  Неудачный опыт, как правило, порождает такие парадигмы как «мы это уже пробовали…», «ничего не выйдет», «здесь нечего улучшать» или «здесь давно всё оптимизировано» и т.д.
Вспомните, когда вы последний раз сталкивались с подобными парадигмами? О способе формирования нужных парадигм подробно описано в книге «Бережливое производство для руководителей».
Привычка – это сложившийся способ поведения, который является необходимостью для человека в определённой ситуации. Это необходимость выполнения каких-то действий в определённой ситуации. Здесь было бы уместно привести определения такого понятия, как рефлекс (реакция на раздражитель), но нам не хотелось бы лезть в дебри различных ответвлений биологии. Вместо этого приведём пример, с которым должен быть знаком каждый, кто управляет автомобилем. У опытных водителей  сам процесс вождения не вызывает никаких сложностей и осуществляется автоматически  (без сложных мыслительных процессов). Водитель может слушать музыку, разговаривать с пассажиром и даже смотреть карту маршрута и принимать оплату за проезд одновременно. Пример –водители маршруток. Вы спросите, при чём тут привычки? Объясняю. Со временем у водителя вырабатывается ряд необходимых для него привычек (или рефлексов, кому как угодно), позволяющих ему не задумываться над процессом вождения вовсе. Если водитель краем глаза замечает препятствие на пути, его нога рефлекторно отжимает педаль газа (сбрасывает газ), а другая нога рефлекторно нажимает на педаль тормоза. Это просто проверить, вспомните, когда вы ездили на пассажирском сиденье (не управляли автомобилем), но в определённых ситуациях ваши ноги по привычке вдавливали в пол несуществующие педали? Было? Помните небольшой дискомфорт, когда вы не нащупывали педали? Или, выезжая со второстепенной дороги, вы по привычке поворачиваете голову направо, чтобы убедиться в отсутствии помехи? Уверен, что и это было.
С подобными привычками нам приходится сталкиваться в работе. Изменение в порядке работы или в организации рабочего мета рабочего вызывают у него не меньший дискомфорт, чем не нащупанные педали в примере. Необходимо помнить это и уважать чужие привычки, они могут быть сформированы десятками лет повторяющегося труда.
В отличие от парадигмы (сложившейся способ мыслить определённым способом), определение привычки относится к действиям (сложившейся способ поведения).
Взгляд работников на восприятие изменений полностью зависит от сформированных у них парадигм, а поведение от сформированных привычек. На страницах сайта мы уже упоминали одну из характерных особенностей привычек, под названием «эффект замыливания глаз». В свою очередь, при постоянном следовании принципам и применении методов lean, степень замыленности глаз значительно снижается. От части это зависит от частоты изменений и формирования иного взгляда на вещи (иных парадигм), т.е. когда вы формируете новые парадигмы у подчинённых в виде принципов lean и нужных вам установок, снижение замыленности значительно ускоряется. Даже если вы просто проводите небольшие, но частые изменения, работники привыкают к ним и уже привычным становится подготовка к следующим изменениям. Как известно средний срок формирования привычки составляет 21 день, в течение которых человек повторяет определённый набор действий. Следовательно, в условиях реальных изменений формирование привычки зависит напрямую от руководителя, способного проконтролировать поведение работника и поправить его в случае необходимости. Но это отдельная тема.
Следует помнить, что правильные привычки и парадигмы способствуют эффективному функционированию организации и внедрению идей lean. Формирование правильных и нужных привычек и парадигм, в свою очередь, напрямую зависит от руководителя.

Статья подготовлена на основании материала из книги «Бережливое производство для руководителей» , 2014 г. Ф.А. Семенычев. Специально для LeanBase.ru

Вам понравился материал?

Если да, поделитесь с вашими друзьями в соцсетях, чтобы они тоже могли получить ценную информацию!

Если нет, поделитесь с вашими врагами в соцсетях, чтобы ввести их в заблуждение!

comments powered by HyperComments

 


Яндекс.Метрика