Яндекс.Метрика

Что нужно знать для создания Фабрики процессов

Создание Фабрик имитации процессов (ФИП) стало модным начинанием среди множества крупных предприятий, а также некоторых муниципальных органов и служб. К сожалению, постановка задачи часто выражается в простой формулировке «создать Фабрику процессов», а исполнители часто не представляют что именно должно получиться в результате. Всё это в последствии приводит к перерасходу средств и некачественному процессу обучения, который закладывается изначально.  Настоящая статья призвана дать общую информацию о ФИП и помочь тем, кто собирается их создавать.

 

Немного истории.

В России первая ФИП создана на КАМАЗе в 2013-м году. КАМАЗ в свою очередь «позаимствовал» её у компании Даймлер, которая является акционером ПАО КАМАЗ и с которой в ту пору велось плотное сотрудничество. Специалисты Даймлера открыто делились опытом, обучали менеджмент и специалистов КАМАЗа, курировали работу некоторых проектов по улучшению и всячески нам помогали. В то время с 2011 по 2014 год, я работал консультантом по развитию производственной системы первого заместителя генерального директора — исполнительного директора. За длинным названием должности скрывается простой смысл: я был одним из команды методологов, которые перенимали западный опыт (не только у Даймлера) и распространяли его на КАМАЗ.  Создание ФИП — было следующим витком развития Производственной системы КАМАЗа и отношений между ним и Даймлером. Так как производственные процессы, а также способы их оптимизации у Даймлера и КАМАЗа были схожи, то и ФИП мы скопировали практически без изменений. Фабрика была скопирована с согласования руководства Даймлера и под руководством их лучших специалистов, которые обучали нас и создавать ФИП и проводить тренинги. В результате плотной работы в течение почти года, мы создали первый имитационный тренинг на ФИП — тренинг имитации производственного процесса на примере сборки турбокомпрессора. Следом мы запустили второй тренинг — имитацию офисного процесса. Четыре консультанта с КАМАЗа, в том числе и я завершили обучение и аттестовались на тренеров OMCD (производственной системы Даймлера). Стоит отметить, что в отличие от отечественных курсов и тренингов, в германии просто так сертификаты не дают, пришлось стараться. В настоящее время на КАМАЗе остался только один из четырёх сертифицированных тренеров, но этого вполне достаточно для подержания Фабрики и подготовки новых поколений тренеров.

Стоит отметить, что ФИП на Даймлере была создана компанией McKinsey (кто не знает — это один из лидеров мирового консалтинга) примерно десятком лет ранее.

Чем отличается ФИП от обычного тренинг-центра?

По сути, можно взять обычный зал со стульями, экраном и проектором и назвать его тренинг-центром. Всё будет верно. Теоретическое обучение, когда человек получает информацию с экрана и на слух — самый распространённый вид передачи знаний.

Если мы говорим о Фабрики имитации процессов, то мы акцентируем внимание именно на имитационных тренингах, т.е. тренингах, в которых участник погружается в специально созданный процесс (приближенный к реальному) и в качестве участника этого процесса (изнутри) начинает понимать, как его оптимизировать. Другими словами, мы не слушаем как космические корабли бороздят просторы галактики, а садимся в корабль (пусть и не настоящий) и вместе с тренером бороздим те самые просторы галактики (пусть и вымышленной). В результате погружения в процесс, мы уже смотрим на всё изнутри и участвуем в изменениях.

Ключевое слово — имитация, можно даже сказать симуляция. То есть каждый участник тренинга должен стать участником имитируемого процесса. Далее каждый тренинг имеет определённый алгоритм ведения и варианты развития. Таким образом,  если в ходе тренинга задаётся процесс, близкий к процессу участника (например, процесс производства), а у участника появляется роль, в которую он вживается, то можно сказать, что это имитационный тренинг.

В самом простом варианте ФИП и в классическом её наполнении существует 2 варианта тренингов:

  1. Имитация производственного процесса. Выполняется на примере производственных (чаще сборочных) операций всего, чего угодно, например турбокомпрессора, как на КАМАЗе. Участники имеют свои роли и соответствующие задачи: кто-то выполняет производственные операции, кто-то контрольные, кто-то управленческие.
  2. Имитация офисного процесса. Выполняется на примере движения информации и документов. Участники также имеют свои роли.

В любом случае эффективность процессов измеряется и оценивается, всегда ставятся цели по улучшениям. Сперва участники считают поставленные цели не реальными, а возможности для улучшения не большими, но тренеры помогают участникам достичь целей и перенести опыт на свои процессы.

Дополнительные тренинги (по переналадкам, логистике, качеству, формированию бережливого мышления и т.д.) организуются уже по мере необходимости, исходя из поставленных целей.

 

Что нужно понимать для создания ФИП?

  • Во-первых нужно понимать цель: для чего вы это делаете (для галочки, для красоты, для качественного обучения сотрудников, для распространения опыта…). Понимание цели существенно облегчит задачу по созданию ФИП.
  • Во-вторых важно понимать целевую аудиторию учащихся и их процессы. Как правило обучаются на ФИП — руководители, или те, перед кем стоят задачи улучшать и менять. Если мы планируем обучать офисных работников и понимаем какие у них процессы, мы можем ограничиться вторым тренингом, адаптировав его под цели заказчиков.
  • В-третьих, нужно понимать имеющиеся ресурсы: помещение, компетентность тренеров, финансирование. Есть много вещей на которых можно сэкономить и также много вещей, на которых экономить нельзя. Например, для имитации производственного процесса можно выбрать разные продукты и создать качественный тренинг даже на примере самого простого и дешёвого из них. В то же время, если экономить на подготовке тренера, уделить этому недостаточно времени, то даже при самой лучшей организации тренинги будут низкого качества.

 

Обращайтесь за помощью, всегда буду рад помочь вам сделать качественные тренинги на вашей Фабрике процессов.

Добавить комментарий

Наши клиенты