Яндекс.Метрика

Какой должна быть переналадка?

Быстрая переналадка, SMED, lean, бережливое производство

Чтобы ориентироваться в различных способах выполнения переналадок нам следует понимать, как должна выглядеть идеальная переналадка: к чему стремиться, применяя метод. Поэтому опишем примеры идеальных переналадок, чтобы понимать, что совершенству нет предела и что достичь можно многого.

Наверняка у каждого дома или на работе есть принтер, большинству из вас приходилось менять картридж в принтере, когда кончалась краска.

Как выполняется переналадка на принтере? Вы нажимаете кнопку, открывается крышка, вы вынимаете старый картридж и вставляете новый. Вам и в голову не приходит, что надо открутить несколько болтов, вытащить ёмкость из-под краски, засыпать или залить туда краску, закрутить всё то, что открутили, а затем долго настраивать режим печати. Не правда ли, глупости? Тем не менее, все эти действия, включая подготовку, замену, настройку и коррекцию выполняются, мы их просто не замечаем. Потому что от нас надо только открыть крышку, поменять картридж и закрыть крышку. Переналадка разных моделей принтеров может отличаться, но суть остаётся неизменной.
На многих современных принтерах не требуется что-то нажимать после переналадки, принтер сам определяет, что он заправлен и продолжает печать.

Это и есть идеальная ситуация при переналадке, к которой следует стремиться на производстве. Помним, что идеальная ситуация — переналадка в одно касание.

Второй пример быстрой переналадки – это пит-стоп в гонке Формула 1. Речь идёт о замене колёс и параллельной дозаправке гоночной машины. Если вы посмотрите современные переналадки на этих гонках, вы увидите, как 21 участник команды (иногда больше) за несколько секунд выполняют несколько стандартных и выверенных действий. Вы можете возразить, сказав, что выполнение переналадки таким количеством наладчиков экономически не выгодно в производстве. Возможно, однако такое количество и не требуется. В большинстве случаев, параллельно выполняемые операции всё-таки оправданы. Они не обязательно должны приводить к увеличению численности наладчиков, как это принято считать. Далее в книге мы остановимся на этом подробней.

Обратите внимание на картинку, здесь в основном время переналадки снижается за счёт выполнения параллельных работ и, дополнительно за счёт механизации (пневматических гайковёртов), приспособлений для быстрого подъёма. Обратите внимание, что каждый знает своё дело, никто не ищет инструмент, не переворачивает колёса, не меняет насадки на гайковёрте и тем более не пользуется гаечным ключом.

Здесь вы можете посмотреть интересный ролик, демонстрирующий переналадку на Формуле 1 в 1950 году и в настоящее время. Вы удивитесь, увидев разницу.

Посмотрите ещё раз на современную переналадку в Формуле 1, и вы увидите, что в ней выражено большинство подходов метода SMED:

  1. Анализ и выполнение всех подготовительных операций. Все операции проанализированы и чётко разделены на внутренние и внешние. Все подготовительные работы выполнены заранее: рабочие стоят в полной готовности, ожидая гоночный автомобиль, инструмент и сменные колёса подготовлены.
  2. Стандартизация функций. Каждый знает своё дело: один человек снимает старые колёса, другой надевает новые, третий закручивает, четвёртый поднимает и опускает автомобиль и т.д. Загрузка каждого человека не только стандартизирована, но и сбалансирована: обратите внимание, что все начинают и заканчивают одновременно.
  3. Использование функциональных зажимов или ликвидации крепежа вообще. Никто не выкручивает 4-6 длинных болтов, чтобы заменить колёса, всё происходит гораздо проще.
  4. Использование промежуточных приспособлений. Для быстрого подъёма автомобиля применяют простые приспособления.
  5. Использование параллельных операций. Это подход, наиболее эффективно выраженный в данном примере. Длительные операции, которые можно поделить, разделяются и выполняются параллельно.

Статья подготовлена на основании материала из книги «SMED, Быстрая переналадка» , 2016 г. Ф.А. Семёнычев. Специально для LeanBase.ru

Добавить комментарий

Наши клиенты