Рассмотрим модель контроля и подтверждения качества под названием петли контроля. Это модель обеспечения выполнения любой работы через её последовательное и периодическое подтверждение. Её можно применять в любой работе, в том числе и в контроле работы, влияющей на качество продукции. Обратите внимание на рисунок, расположенный ниже.
Оператор или работник, выполняя определённую работу в соответствии со своими стандартами, выполняет какую-либо проверку. Периодичность выполнения этой проверки – один цикл его работы.
Например, собирая один агрегат или производя одну тонну сырья, работник обращает внимание на какие-либо параметры продукта. Как правило, на уровне рабочего проверяется каждый продукт.
Далее происходит выборочный контроль непосредственным руководителем: бригадиром или мастером, в зависимости от конкретной организационной структуры предприятия. Выборочный контроль может осуществляться по тем же параметрам, однако он происходит реже (через определённое время) и осуществляется не над каждым продуктом, а над определённым процентом выборки.
Следующая петля контроля осуществляется следующим по иерархии руководителем. Периодичность снижается, а сам контроль может свестись уже не к выборке продукта, а к контролю заполнения сопутствующей документации или иных признаков выполнения проверки подчинёнными (журнала, визуального чек-листа, места размещения дефектов и т.п.). Так на представленном рисунке начальник участка раз в смену проводит контроль чек-листа, в котором бригадир выполняет отметку о проведённом контроле. Преимущества такого метода заключается в том, что чек-лист служит напоминанием бригадиру, его заполнение и проверка не занимает много времени.
Следующая петля аналогична предыдущим: больше период, проще проверка. Цель – подтверждение работы подчинённых. Для обеспечения качества достаточно выполнения качественных проверок самим работником, однако в силу ряда причин они не всегда могут быть выполнены с абсолютным качеством. Выборочная проверка на второй петле помогает обеспечить качество. Остальные петли необходимы лишь для подтверждения, выработки привычки и обеспечения постоянной работы по проверкам первых двух петель.
Такая модель эффективно применяется бережливыми организациями не только применительно к контролю качества продукции. С помощью неё можно прекрасно контролировать качество любой работы. Например, периодическое обслуживание и уход за оборудованием часто подтверждается с помощью модели петель контроля. Подтверждение проверок продукта и уборки на рабочих местах также прекрасно подходят под описанную модель. Где бы вы её не применили, помните о первом постулате: правильный процесс даёт правильный результат. Определите, каким именно должен быть процесс и только потом применяйте петли контроля.
В заключение отметим, что само понятие контроля является достаточно широким и применять его только к контрольным операциям и службе контроля качества было бы не совсем правильно. Любой работник, выполняющий определённые операции на рабочем месте может так или иначе производить контроль: измерять параметры продукта (геометрию, химию), осматривать его и т.д. Это тоже контроль качества. Концепция встроенного качества предполагает вовлечение всего персонала в обеспечение качества продукта. Это не означает, что каждый работник должен так или иначе проверять продукт. Это означает, что каждый работник влияет на качество и каждый работник отвечает за качество. Любая работа может повлиять на качество продукта, точнее, на образование факторов, влияющих на появление дефекта. Понимая это и обращая внимание на качество собственной работы, каждый работник может внести свой вклад общее дело: повышение качества продукции.
Постарайтесь выстроить работу так, чтобы контроль качества продукта постепенно переходил в контроль процесса, обеспечивающего выпуск качественного продукта.
По материалам книги «Встроенное качество«, Филипп Семенычев, 2016 год.