Яндекс.Метрика

Распространение лучшего опыта

Распространение лучшего опыта является неотъемлемой частью деятельности любой организации, внедряющей принципы, методы и инструменты Бережливого производства. Обеспечение распространения лучшего опыта в организации может существенно повлиять на её работу, экономя значительное количество средств, времени и прочих ресурсов. Знание лучшего опыта в организации  существенно сокращает время на генерацию и воплощение в жизнь новых идей. Вы уже не прорабатываете ту или иную идею, имея представление об аналогичной из лучшего опыта организации. С другой стороны, подобный обмен лучшим опытом направляет мышление для разработки и реализации новых идей. Согласно распространённому мнению учёных о работе человеческого мозга, вырабатывание новой идеи основывается на уже имеющейся в мозгу информации. Это как строительство домика из имеющихся кубиков: можно построить какой угодно дом (или нечто иное), но кубики будут постоянной частью задачи. Так, распространяя лучший опыт в организации, совершается неравноценный обмен этими кубиками. Неравноценный потому, что кубики лишь прибавляются там, где их раньше не было, но не убывают там, откуда они пришли. Генерировать новые идеи, имея такую мощную подпитку, становится гораздо проще и эффективнее, так как возрастает не только скорость генерации идей, но и их качество. Это очень полезная система, особенно в организациях, занимающихся научным трудом и творческой работой.

Лучший опыт может поступать откуда угодно, начиная с простых производственных операций, от конструкторских и технологических служб, от руководителей различного уровня, реализующих улучшения в своей работе. Где-то улучшение может отразиться лишь на планировке рабочего места, где-то оно может изменить технологию и конструкцию, а где-то оно может потребовать значительных изменений в организации работ, применяемом оборудовании, материале и т.п.
Начиная даже простые и локальные улучшения, необходимо заранее продумывать  возможность сохранения лучшего опыта. Со временем у вас накопится ряд решений, которые могут быть применимы на других участках и в других процессах. Любого в вашей организации заинтересует информация о работах, которые принесли значительный экономический эффект. Информация о таких работах также должна распространяться.

Какие решения служат для трансляции наилучшего опыта в организациях? Всё зависит от специфики её процессов, однако ниже приведены несколько зарекомендовавших себя решений, которые применимы как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.

  • Разделение по сферам компетенции или зонам ответственности. Это значит, что разные ответственные работники (или группы работников) аккумулируют, обрабатывают и распространяют лучший опыт, связанный с определённой сферой компетенции, за которую они несут ответственность. Так, например, лучший опыт, связанный с технологией, распространяется ответственным работником из технологической службы. Обязательное требование в таком случае – это всеобщая информированность в организации о наличии определённых центров компетенции для удобства поиска нужной информации. Минус такого способа – это возможные затруднения при реализации комплексных улучшений, которые могут одновременно относиться к различным сферам компетенции. Но такие затруднения можно решить простой договорённостью, распространяя лучший опыт во всех направлениях.
  • Организация отдельной службы, занимающейся учётом, отбором и распространением лучшего опыта в организации. Просто отметим такой вариант как один из возможных. Отдел это будет или бюро, стоит вообще рассматривать этот вариант или нет, решать вам. При реализации такого способа на практике  функция по распространению улучшений относится к людям, непосредственно занимающимися ими: предложениями, анализом, реализацией. Эти люди называются менеджерами по улучшениям (lean-менеджеры).
  • Распространение улучшений при внесении и согласовании изменений в стандарте. Можно воспользоваться вынужденной процедурой прохождения определённых инстанций и организовать распространение улучшений, а точнее информации о них, по мере изменения стандарта. Возможно, на определённых этапах необходимо будет организовать рассылку изменённого стандарта, а возможно, получение обратной связи у тех, кто мог бы перенять определённое улучшение.
  • Административное давление, то есть установленное высшим руководством требование о распространении и применении наилучшего опыта. Иногда такие меры могут дать неплохие результаты. В таких случаях обязанностью руководителя становится периодическое изучение лучшего опыта организации и его адаптация под специфику процессов своей зоны ответственности. Руководители постоянно должны отвечать на вопрос «как вы примените это улучшение?»
  • Система ключевых показателей. Руководители становятся в первую очередь заинтересованы во внедрении наилучшего опыта, а также в вытягивании и реализации идей своей команды, если применять мотивацию на основе ключевых показателей эффективности процессов.
  • Внутренний или внешний бенчмаркинг. Внутренний бенчмаркинг в данном случае будет заключаться в периодическом посещении всеми руководителями различных подразделений их организации с целью обмена лучшим опытом. Внешний, соответственно, в посещении других организаций с целью приобретения подходящего для себя опыта.
  • Применение различных электронных систем. Корпоративные серверы и отдельные базы данных, с хранящейся на них упорядоченной по различным параметрам (датам, участкам, категориям улучшений, экономическому эффекту, стоимости улучшений и т.п.) информацией существенно упрощают этот процесс. Однако так как по большей части это удовольствие не из дешёвых, их применение должно быть целесообразно для конкретной организации. Самый простой вариант из серии электронных систем – это рассылка по электронной почте по заранее приготовленным спискам адресатов.
  • Проведение различного рода конкурсов и соревнований. Номинации могут быть как по отдельным предложениям, например, на самое оригинальное, дешёвое, эффективное решение, так и по количеству сгенерированных идей или поданных и реализованных предложений, например, по подразделению, участку, в личном зачёте. Такие конкурсы не только помогают распространять лучший опыт, но и мотивируют работников и руководителей принимать в этом участие.

Остальные решения могут быть скомбинированы из предложенных. Используйте данные кубики, чтобы построить свой дом распространения лучшего опыта.

В завершение отметим основные моменты, на которые следует обратить внимание, выстраивая собственную систему распространения лучшего опыта:

  • Все должны понимать, что применение лучшего опыта позволяет экономить ресурсы и не «изобретать велосипед».
  • Система распространения лучшего опыта должна быть продуманной, как можно более простой и затрагивающей основных заинтересованных лиц.
  • Распространение улучшений начинается с пилотных зон («слона едят по частям»).

Статья подготовлена на основании материала из книги «Бережливое производство для руководителей. Продвинутый уровень» , 2014 г. Ф.А. Семенычев. Специально для LeanBase.ru.

Добавить комментарий

Наши клиенты