Я уверен, что в настоящее время в большинстве предприятий России, если спросить «что такое стандарт в вашем понимании», самым популярным ответом будет ГОСТ. Это не удивительно, ведь даже понятие качества в большинстве случаев ассоциируются с этой аббревиатурой. Современные стандарты, например ГОСТ ИСО 16949, уже интегрируются с основными принципами lean. Вскоре появится первый ГОСТ по Бережливому производству, что лично мне кажется абсурдом, сравнимым с выпуском ГОСТа по рисованию или использованию карандаша. Но речь в данной статье не об этом.
По определению, стандарт – это то, как должно быть. Речь может идти о значении определённого показателя, последовательности действий, расположении оборудования и предметов или многом другом. Стандарт всегда описывает наилучшую ситуацию, известную в настоящий момент времени. Чтобы разобрать механизм работы стандарта и взглянуть на этот вопрос с точки зрения lean, обратимся к распространённой наглядной схеме, отображающей работу стандарта. Возможно, кто-то из читателей, перерабатывая информацию о lean, уже сталкивался с этим рисунком.
Любое улучшение представляется как работа, для совершения которой необходимо затратить определённые усилия, не зря в народе есть поговорка «дела идут в гору». Обычно это изображается в виде наклонной плоскости, по которой, по мере реализации, катится «колесо улучшений». Нет смысла говорить в какую сторону проще катиться колесу, однако это является выбором руководителя и команды, равно как и скорость, с которой «колесо улучшений» будет катиться. Так как совершенству нет предела, наклонная плоскость условно не имеет конца и начала, а «колесо улучшений» изображается в начале плоскости. Всем прекрасно известно, что после реализации улучшения, когда мы толкнули наше колесо ещё на один оборот вверх по плоскости, если оставить ситуацию без внимания – не проследить, не стабилизировать и не стандартизировать, то по закону равновесия ситуация вернётся в прежнее состояние, а улучшение исчезнет. Более того, по закону инерции улучшение, как правило, откатывается дальше той точки, где оно находилось ранее, то есть ситуация становится хуже, чем была до улучшения. Возможно, в связи с такими неграмотными изменениями появилась поговорка «не сломано – не трогай». Но это не lean подход. Для того чтобы избежать такой ситуации и не превратить все наши усилия, направленные на реализацию какого-либо улучшения, в Сизифов труд, любое совершенствование должно быть стандартизировано. Графически стандарт изображается в виде клина или некой опоры, препятствующей возврату ситуации в начальное состояние. Качество стандарта напрямую влияет на его способность удержать «колесо улучшений», оно не позволяет ему откатиться назад.
Таким образом. Процесс постоянных, непрерывных улучшений представляет собой систематическое приложение усилий, направленных в определённом направлении для улучшения с последующим закреплением и стандартизацией результатов. Согласно данной классической концепции, улучшения должны совершаться небольшими шагами. Нельзя сразу взять и загнать «колесо улучшений» на самый верх плоскости. Залог успеха заключается в небольших шагах, т.е. дроблении крупных кусков работы на более мелкие, постепенном их улучшении, отслеживании результатов и их стандартизации.
Статья подготовлена на основании материала из книги «Стандартизованная работа. Метод построения идеального бизнеса» , 2014 г. Ф.А. Семенычев.