Яндекс.Метрика

Стандарты в lean

Я уверен, что в настоящее время в большинстве предприятий России, если спросить «что такое стандарт в вашем понимании», самым популярным ответом будет ГОСТ. Это не удивительно, ведь даже понятие качества в большинстве случаев ассоциируются с этой аббревиатурой.  Современные стандарты, например ГОСТ ИСО 16949, уже интегрируются с основными принципами lean. Вскоре появится первый ГОСТ по Бережливому производству, что лично мне кажется абсурдом, сравнимым с выпуском ГОСТа по рисованию или использованию карандаша. Но речь в данной статье не об этом.

По определению, стандарт – это то, как должно быть. Речь может идти о значении определённого показателя, последовательности действий, расположении оборудования и предметов или многом другом. Стандарт всегда описывает наилучшую ситуацию, известную в настоящий момент времени. Чтобы разобрать механизм работы стандарта и взглянуть на этот вопрос с точки зрения lean, обратимся к распространённой наглядной схеме, отображающей работу стандарта. Возможно, кто-то из читателей, перерабатывая информацию о lean, уже сталкивался с этим рисунком.
стандарт в Бережливом производстве

Любое улучшение представляется как работа, для совершения которой необходимо затратить определённые усилия, не зря в народе есть поговорка «дела идут в гору». Обычно это изображается в виде наклонной плоскости, по которой, по мере реализации, катится «колесо улучшений». Нет смысла говорить в какую сторону проще катиться колесу, однако это является выбором руководителя и команды, равно как и скорость, с которой «колесо улучшений» будет катиться. Так как совершенству нет предела, наклонная плоскость условно не имеет конца и начала, а «колесо улучшений» изображается в начале плоскости. Всем прекрасно известно, что после реализации улучшения, когда мы толкнули наше колесо ещё на один оборот вверх по плоскости, если оставить ситуацию без внимания – не проследить, не стабилизировать и не стандартизировать, то по закону равновесия ситуация вернётся в прежнее состояние, а улучшение исчезнет. Более того, по закону инерции улучшение, как правило, откатывается дальше той точки, где оно находилось ранее, то есть ситуация становится хуже, чем была до улучшения. Возможно, в связи с такими неграмотными изменениями появилась поговорка «не сломано – не трогай». Но это не lean подход. Для того чтобы избежать такой ситуации и не превратить все наши усилия, направленные на реализацию какого-либо улучшения, в Сизифов труд, любое совершенствование должно быть стандартизировано. Графически стандарт изображается в виде клина или некой опоры, препятствующей возврату ситуации в начальное состояние. Качество стандарта напрямую влияет на его способность удержать «колесо улучшений», оно не позволяет ему откатиться назад.
стандартизация улучшения

Таким образом. Процесс постоянных, непрерывных улучшений представляет собой систематическое приложение усилий, направленных в определённом направлении для улучшения с последующим закреплением и стандартизацией результатов. Согласно данной классической концепции, улучшения должны совершаться небольшими шагами. Нельзя сразу взять и загнать «колесо улучшений» на самый верх плоскости. Залог успеха заключается в небольших шагах, т.е. дроблении крупных кусков работы на более мелкие, постепенном их улучшении, отслеживании результатов и их стандартизации.

 

Статья подготовлена на основании материала из книги «Стандартизованная работа. Метод построения идеального бизнеса» , 2014 г. Ф.А. Семенычев.

Добавить комментарий

Наши клиенты