Яндекс.Метрика

Возврат в первоначальное состояние

Уверен, что нет человека, занимающегося улучшениями и не встречавшегося с явлением возврата в первоначальное состояние. Во время работы руководителем на производстве я замечал, что количество возвратов по отношению к количеству улучшений часто приближалось к 100%, т.е. почти каждое улучшение «не приживалось». Люди, реализующие эти улучшения, не задумывались над причинами провалов, не делали выводов, а упорно пытались заставить улучшения работать. Но речь в настоящей статье немного не об этом.

Рассмотрим само понятие возврата в первоначальное состояние. Среди практиков Бережливого производства (и не только) для описания возврата в первоначальное состояние существует устоявшийся термин «откат», который как никакой другой характеризует его механизм. Посмотрим на этот вопрос с точки зрения теории lean и с психологических особенностей человека.
Рассматривая возврат с точки зрения теорий, обратимся в первую очередь к улучшениям (см. статью «принцип непрерывных улучшений»).

На страницах данного сайта мы уже не раз приводили этот пример (см. рисунок ниже). Коротко напомним о нём. Любое улучшение – это работа, выполняемая в соответствии с циклом PDCA (см. статью «Цикл PDCA»),  которая в классическом представлении толкает  «колесо улучшений» в гору. Чтобы колесо улучшений не откатилось, необходим стандарт (см. статью «Стандарты в lean»), представляющий из себя некую подпорку для колеса улучшений.
возврат в первоначальное состояниеТаким образом, термин «откат» отлично показывает то, что происходит с любым улучшением без его стандартизации. В соответствии с законами физики откат, как правило, является не просто возвратом в первоначальное состояние. Улучшенная ситуация становится немного хуже («колесо улучшений» откатывается дальше, чем оно находилось изначально).

Это происходит потому, что такая ситуация (не стандартизированное улучшение и возврат) дестабилизируют улучшенный процесс, внося новые ошибки, проблемы и неразбериху. В итоге теряется время на устранение ошибок и решение проблем, а ситуация ухудшается.
Если рассматривать механизм возвратов в первоначальное состояние с точки зрения  психологических особенностей человека, следует обратиться к информации о человеческих привычках и парадигмах, эффекте замыливания глаз и прочих особенностях, о чем неоднократно упоминалось на страницах сайта. С течением времени человек привыкает работать определённым образом (в определённой последовательности, с определённым оборудованием и оснасткой и т.п.).

Любое улучшение – это всегда выход из привычного, следовательно, комфортного для человека состояния, что доставляет ему определённые внутренние (психологические) неудобства. Дело даже не в том, что человек намеренно сопротивляется улучшению, выполняя работу по-старому (хотя встречаются и такие случаи). Попробуйте резко изменить какую-либо свою привычку: начать ходить другим маршрутом на работу, пить не кофе, а чай утром и т.д. Вы заметите, что задумавшись, по привычке вы совершаете те же действия, что и раньше: идёте старым маршрутом или насыпаете себе кофе. Если же вы вспомните о необходимости изменить привычку, внутри невольно появляется чувство дискомфорта.

Поэкспериментируйте, понаблюдайте за собой, и вы поймёте, как это на самом деле сложно. А представьте рабочего, который 20 лет выполнял одну и туже операцию, как вдруг её улучшили и теперь ему необходимо выполнять её по-другому? Поэтому такое явление как откат в первую очередь вызвано сформированными за время работы человеческими привычками. Выполняя определённые действия просто по привычке, ваш мозг включает некий автопилот и не тратит энергию на обдумывание этих действий. Вы можете выполнять определённую работу на автомате и быть погружённым в свои мысли, далёкие от того, чем вы занимаетесь в настоящий момент.

Различные способы подготовки к изменениям и предотвращения откатов описаны в книге «Стоимость ≠ Ценность. Современные методики картирования потоков создания ценности с применением правила 80/20», поэтому не будем останавливаться на них в настоящей статье. Отметим лишь, что стандартизация в lean подразумевает не просто изменение или создание документа, регламентирующего определённую деятельность, связанную с улучшением. В первую очередь, стандартизация результатов улучшений – это действия, направленные на предотвращение возврата в первоначальное состояние. Стандартизируя улучшение необходимо ответить на вопросы «что следует сделать, чтобы улучшение не вернулось в первоначальное состояние?», «что нужно, чтобы улучшение работало без меня?» и т.д.

Одним из примеров стандартизации является перенос (демонтаж) электрических розеток, различных коммуникаций, укорачивание шлангов пневмосистем и т.д. Эти действия создают физические преграды для возврата в первоначальное (привычное) состояние, что часто является наиболее эффективным решением.

Возврат в первоначальное (привычное) состояние (или «откат») является достаточно частым и распространённым явлением. Тем важнее понимать его механизмы функционирования, механизмы формирования привычек и средства предотвращения откатов. Реализовывайте улучшения в соответствии с циклом PDCA и продумывайте возможность отката заранее.

Удачи вам в работе.

Семёнычев Ф.А. специально для LeanBase.ru

Добавить комментарий

Наши клиенты