На страницах LeanBase.ru вы уже не раз сталкивались или столкнётесь с таким понятием, как стабильность процесса. В описании принципа SFTP мы уже говорили о том, что улучшать можно только стабильный процесс, а после улучшения его обязательно надо стандартизировать. Рассмотрим вопрос немного подробней.
Под стабильностью процесса мы понимаем величину отклонений измеряемых параметров, процесса, от их среднего значения (вариабельность).
Например, показатели качества являются стабильными, если мы их можем предсказать, спрогнозировать, т.е. когда они не отклоняются существенно от их среднего значения. За измеряемый параметр можно взять долю дефектных изделий, выдаваемых процессом (% брака), либо любой другой существующий в рассматриваемом процессе показатель.
Стабильность поставок мы можем определить, как процент отклонений от графика (поставки точно во время) от общего числа поставок. Например, если из 100 поставок 1 осуществляется с опозданием, то можно утверждать, что стабильность процесса поставок 99%.
Разумеется, это грубые примеры, однако они достаточно чётко передают смысл понятия «стабильность процесса».
В своей работе мы считаем стабильным процесс со средним отклонением менее 5%, однако эта цифра может существенно изменяться в зависимости от специфики самого процесса. Нестабильность может выражаться не только в большом разбросе показателей качества, но и по другим показателям, а также в большом количестве травмоопасных ситуаций, нестабильности по количеству произведённого продукта и т.п. Рассматривая процесс производства, перечисленных параметром может быть вполне достаточно, однако всегда стоит убедиться, что в основных направлениях (5М) процесс стабилен. 5М – это аббревиатура следующих совращений: человек или персонал (man), материал (material), измерение (measurement), метод или технология (method), оборудование (machine). Данное сокращение призвано учесть все направления влияющие на среднестатистический процесс. Разумеется, найдутся процессы, обладающие определённой спецификой, где необходимо будет только 3 или 4 направления, либо добавится какое-либо новое. Тем не менее, в данном случае это означает стабильность явки и квалификации персонала, стабильность качества и свойств применяемых в процессе материалов, стабильность показаний измерений и точности измерительного инструмента, стабильность технологии и методов работы (получение одинаковых результатов), а также стабильность работы оборудования (постоянное качество и производительность). Проанализировав ваш процесс, по всем перечисленным выше параметрам вы можете убедиться, что процесс стабилен, т.е. предсказуем и не имеет высоких отклонений от среднего значения по различным параметрам.
Очередной постулат lean гласит: перед тем как улучшать процесс, его необходимо стабилизировать. Это означает, что улучшение нестабильного процесса негативно скажется на его состоянии. Мы никогда не сможем понять, улучшили мы его или нет, так как не сможем измерить его параметры. Решая основные проблемы, делающие процесс не стабильным, мы не обязательно улучшаем его, а просто уменьшаем отклонение от среднего значения определённых его параметров. Процесс может быть стабильно хорошим или стабильно плохим, это не важно, главное, что мы чётко понимаем его состояние, можем предсказать и спрогнозировать его.
Для этого применяется цикл SDCA (аналог цикла PDCA), который предполагает стандартизацию существующего состояния перед его улучшением. Чтобы стабилизировать процесс, необходимо понимать, какие значения должны иметь параметры этого процесса, для чего их необходимо отразить в стандарте. Какая бы ни была нестабильная ситуация, её стандартизация сама по себе снижает вариабельность. Выполнение мероприятий (D), проверка (С) и воздействие (А) ещё больше стабилизируют процесс, после чего уже можно планировать и реализовывать дальнейшие улучшения. Данная схема работы приводится на рисунке, из которого видна разница в подходах между циклами SDCA и PDCA, а также механизм их работы. Наиболее распространёнными решениями по стабилизации процесса является внедрение 5S, выявление и решение основных проблем, стандартизация текущего состояния и применение визуализации, как средства уменьшения ошибок. Прежде чем реализуется улучшение, процесс должен быть стабилизирован, а стабилизированный процесс – это процесс, измеряемый определёнными параметрами, отражёнными в стандарте, не имеющий от него отклонений.
Удачи вам в совершенствовании ваших процессов.