Яндекс.Метрика

Система Андон

В настоящей статье мы объясним значение очередного японского слова – Андон, а также сформируем представление о целях, функциях и некоторых аспектах функционирования системы Андон.

В переводе с японского Андон означает «бумажный фонарь», также называют и магазинные вывески. В древней Японии Андон служил проблесковым огнем маяка (так его называли). Но в настоящее время Андон используется как инструмент визуализации контроля и подачи сигнала в производстве.  В ходе чтения настоящей статьи у большинства читателей наверняка возникнет вопрос: почему не назвать просто «система сигнализации» или «средство подачи сигнала», почему Андон? Ответ на этот и другие подобные вопросы будет следующим: этот термин является общепринятым в мире. Любой иностранный руководитель или специалист скорее  поймёт термин Андон, нежели объяснения о некой сигнальной системе.

В целом, Андон – это средство, которое уведомляет руководство, службу ремонтно-технического обслуживания, и других работников о проблеме качества или другой проблеме процесса.

Все организации, исповедующие философию Бережливого производства (или применяемые lean принципы) имеют одну общую черту: все они нацелены на обнаружение проблем. Они понимают, что лишь обнаруженная проблема может быть решена. Они знают, что как только одна проблема решена, надо браться за следующую и т.д. Это постоянное улучшение есть часть культуры бережливого производства.
Система Андон помогает поддерживать  постоянное улучшение, это и есть его основная цель.

Суть работы большинства систем Андон достаточно проста. При возникновении проблемы (например, с качеством), работник подаёт сигнал (нажимает кнопку, дёргает за верёвку, включает лампочку, вывешивает табличку и т.п.) и ожидает помощи. Происходит быстрая реакция на сигнал (приходит мастер, ремонтник, представитель логистической службы, либо кто-то другой) и работнику оказывается помощь (проблема решается).

Таким образом, Андон – это:

  1. Простое визуальное отображение.
  2. Средство поддержания производства.
  3. Инструмент для решения проблем.
  4. Серьёзный инструмент Бережливого производства.

Но в то же время, Андон – это не:

  1. Средство сообщения подробной информации.
  2. Общий информационный дисплей.
  3. Волшебная палочка, это только инструмент.
  4. Метод поддержки массового и выталкивающего производства.

При правильном использовании и хорошей обратной связи  преимущества  Андон можно сформулировать следующим образом:

  1. Проблемы быстро обнаруживаются и быстро следует ответ
  2. Повторяющиеся проблемы устраняются благодаря раннему обнаружению проблем, что позволяет применить надежные контрмеры
  3. Работники наделяются полномочиями остановить процесс при возникновении проблемы (см. принцип stop line)
  4. Предотвращается передача проблем другому и неконтролируемость процесса
  5. Проблемы становятся управляемыми
  6. Улучшается как время работоспособности, так и качество
  7. Повышается мотивация,  так как работники получают поддержку для устранения обнаруженных проблем

Таким образом, основополагающий принцип функционирования системы Андон заключается в 3-х ключевых словах:  «Остановка, Звонок, Ожидание». То есть, столкнувшись с проблемой, работник останавливается (перестаёт что-либо делать), подаёт сигнал и ждёт, пока ему окажут помощь.

Основные требования для безупречного функционирования системы Андон следующие:

  1. Постарайтесь обеспечить встраивание качества на каждом этапе процесса для предотвращения простых и быстро решаемых проблем
  2. Определите узкие места в процессе, (особенно с  точки зрения качества. Где возникает больше ошибок, проблем, дефектов? Именно там и должно быть сконцентрировано внимание при организации Андон системы
  3. Визуализируйте проблемы в процессе, создавайте давление для решения проблем. Проблемы должны быть видны, это первый шаг к их скорейшему решению. Мы не сможем решить проблему, пока её не увидим
  4. Наделите работников полномочиями, это развивает чувство  собственности и ответственности. Дайте им возможность остановить процесс для решения проблемы
  5. Улучшайте качество в первую очередь. Сконцентрируйтесь на проблемах качества, т.к. именно они являются наиболее значимыми, увеличивающими время исполнения заказа, дестабилизирующими процесс, влекущими дополнительные затраты
  6. Принцип Остановка, Звонок, Ожидание должен относиться ко всей организации, а не только к одному участку
  7. Руководство должно обеспечивать направление и поддержку
  8. Руководство также должно мотивировать работников на решение проблем

Сама по себе идея применения систем Андон, остановки процесса и визуализации проблем в культурах большинства предприятий кажется абсурдной или, как минимум, вызывает недоумение. Тем не менее, следует помнить, что Бережливая культура и философия lean не ограничивается только лишь применением простых инструментов и следованием шагам различных методик. В первую очередь это изменение взглядов, привычек и мышления.

Помните, что люди будут поднимать проблемы, только если будут считать, что они за это отвечают. Персонал будет генерировать идеи по улучшениям, только если будет уверен, что они будут реализованы. Работники будут просить о помощи, только если будут знать, что получат её. И применение систем Андон будет успешным, только  если  это станет частью культуры организации.

Статья подготовлена специально для LeanBase.ru

Добавить комментарий

Наши клиенты