Яндекс.Метрика

Выбор продукта для картирования потока создания ценности (КПСЦ)

Для обеспечения конкурентоспособности и удовлетворения постоянно меняющегося и растущего спроса деятельность организации не ограничивается изготовлением одного вида продукта (оказанием одного вида услуг), что важно понимать каждому. Как правило, доходы организации поступают от реализации нескольких видов продуктов. Рынок требует всё больше разнообразия с каждым днём, организациям приходится перестраивать имеющиеся мощности и технологии для удовлетворения этой потребности. Так как выбрать основной продукт для картирования в таком случае? На каком продукте сосредоточить внимание? Что делать, если их сотни или тысячи?

современные методики картирования потоков с применением правила 80/20Формирование КПСЦ является мощным методом преобразования потока и применяется при реализации достаточно крупных и масштабных улучшений. КПСЦ позволяет взглянуть полностью на весь поток, выявить 7 видов потерь и смоделировать его будущее состояние, необходимое с точки зрения удовлетворения потребностей Заказчика. Картирование, как правило, осуществляется на примере какого-либо одного выбранного продукта или семейства продуктов.

Разница между сформированными картами потока по различным продуктам будет заключаться как в качестве и продолжительности этапов процесса (различие наименований и параметров этапов), информационных и логистических потоках, а также в Поставщиках и Заказчике. Другими словами, КПСЦ каждого конкретного продукта будут отличаться, начиная с некоторых параметров этапов процесса и заканчивая совершенно иной технологической цепочкой. Выбранный для проведения картирования продукт должен быть показательным для обеспечения определённых целей, т.к. влияние на выбранный поток непременно отразится и на оставшейся номенклатуре изделий.

Существует ряд способов выбора продуктов основанных на принципе АВС анализа —  методе, позволяющем классифицировать ресурсы организации по степени их важности. Более подробно их можно изучить в книге «Стоимость ≠ Ценность. Современные методики картирования потоков создания ценности» (2013 г. Ф.А. Семёнычев). В настоящей статье мы остановимся лишь на классическом способе выбора семейства продуктов. Это самый простой способ, описываемый в известных учебных материалах. Суть его заключается в охвате наиболее продолжительного по стадиям изготовления продукта. Логично предположить, что затраты на изготовление такого продукта будут выше, раз он проходит большее количество стадий производства (операций или этапов рассматриваемого процесса, как угодно). Соответственно и такого индикатора наличия проблем, как запасы, тоже должно быть больше.

Семейство продуктов – это группа продуктов, которые проходят через подобные операции (этапы процесса) и общее оборудование в процессе преобразования.  Другими словами, это несколько продуктов с идентичной технологией производства, как правило, не значительно различающиеся в параметрах операций. Такая группировка по семействам позволяет сконцентрироваться на особо массовом продукте, а, следовательно, рассматривать наиболее «денежный» поток (содержащий максимальную сумму финансовых вложений). Шаги выбора семейства продуктов представлены на рисунке.

Картирование потока создания ценности

Для выбора семейства продукта необходимо иметь полный перечень операций (этапов процесса) от внешних поставок до отгрузки изделия Заказчику, а также полный перечень номенклатуры изделий. Изделия из перечня необходимо сгруппировать по семействам продуктов согласно приведённому выше описанию. Например, в семейство продуктов под названием «кронштейн левый» может входить несколько десятков модификаций кронштейна, изготавливающихся на одинаковых операциях, одном и том же оборудовании, одними и теми же рабочими, практически за одно и то же время, а различающихся лишь объёмами производства и какими-либо конструкторскими особенностями.

Далее составляется таблица отбора семейства продуктов (см. таблицу). В ней отмечается для каждого семейства продуктов, проходит ли оно определённую операцию (этап производства). По итогам заполнения такой таблицы  выводится рейтинг семейства, проходящий наиболее продолжительную технологическую цепочку. Таких семейств может оказаться два и больше; вам придётся делать выбор среди них с помощью других способов.  Так как сам инструмент КПСЦ предполагает визуальное представление, этап выбора продукта, в независимости от способа выбора, должен быть визуализирован.

Поместите таблицу отбора семейства продуктов на стене рядом с будущей картой потока и выделите в ней то семейство, на которое пал выбор. Логика работ должна быть понятной и прозрачной для всех, только в этом случае риск возникновения ошибок будет минимизирован.

КПСЦ

Статья подготовлена на основании материала из книги «Стоимость ≠ Ценность. Современные методики картирования потоков создания ценности» , 2013 г. Ф.А. Семёнычев. Специально для LeanBase.ru

Добавить комментарий

Наши клиенты