Яндекс.Метрика

Как выглядят потери?

Знание основных видов потерь, наряду с пониманием ценности того или иного действия, является одним из базовых знаний в области Бережливого производства. Для того, чтобы устранять потери, их необходимо «знать в лицо», уметь определять, отличать их друг от друга и понимать их негативное воздействие. Любому руководителю или специалисту, работающему в направлении повышения эффективности того или иного процесса, необходимо чётко понимать, что из себя представляют потери, на что они влияют и как их можно распознать.

В классической классификации различают 7 видов потерь:

Перепроизводство — производство объёмов продукции, превышающих необходимое их количество.  Любой может вспомнить примеры из своей памяти, когда в погоне за производительностью руководители забывали, что количество продукта, который готовы купить потребители, определяется рыночным спросом. В результате происходит накопление больших объёмов незавершённого производства на производственных стадиях, появляются незаметные на первый взгляд дополнительные расходы на хранение, происходит избыточное использование материалов и ресурсов, нарушается график поставок изделий и комплектующих и т.д. Как следствие, происходит увеличение тех самых издержек производства в составе себестоимости изделия. Перепроизводство считается наиболее вредоносной потерей, так как оно влечёт за собой появление остальных видов потерь: ожидание – как правило, взаимообратная сторона производства, излишние запасы – её прямое следствие, транспортировка и перемещение связаны с наличием завышенного количества запасов и дефекты, количество которых имеет прямую зависимость от количества запасов.

Пример. Внук собрался в гости к бабушке. Бабушка на радостях напекла 15 пирожков с капустой. Но внук в состоянии съесть только 5 пирожков.

Транспортировка — перемещение материалов, изделий, комплектующих. Из определения понятия «ценность» уже можно сделать вывод, что любое перемещение является потерей. Разумеется, любое более или менее сложное производство представляет собой последовательность операций по преобразованию сырья или полуфабрикатов в конечный продукт, а между операциями все эти материалы и полуфабрикаты необходимо перемещать. Поэтому транспортировка часто является неотъемлемой частью производства. Тем не менее, это затраты на горючее или электроэнергию, на обслуживание транспортного парка, на организацию транспортной инфраструктуры (дорог, гаражей, эстакад и т.п.). Это также риск повреждения продукции и увеличение времени производственного цикла. Другими словами, момент времени от поступления в процесс сырья до момента времени выхода годного изделия значительно увеличивается этим видом потерь.

Пример. Для того, чтобы испечь пирожки, бабушке пришлось сходить за мукой в магазин в соседнем дворе. Она могла зайти в магазин в своём дворе и купить муку такого же качества и по такой же цене, но она привыкла покупать в соседнем дворе.

Ожидание — простои и бездействие человека.
Наличие ожидания может быть вызвано тем, что процесс планирования и процесс производства не согласованы между собой либо имеются серьёзные проблемы процесса (например, поломки оборудования). Другие причины — различная пропускная способность операций, планирование не для нужд потребителей, а для загрузки оборудования и прочие.
Стоит отметить, что ожидание — наименьшая по степени вредности потеря, ведь когда человек ожидает и ничего не делает, он и не навредит: не сделает брак, не произведёт продукции больше необходимого количества и прочее. Поэтому на практике одним из способов борьбы с потерями является их перевод в потерю ожидания,  так уменьшаются их негативные воздействия (принцип stop line). Наиболее наглядный пример с ожиданием – это остановка оператора в случаях выполнения плана либо появления некачественных изделий, когда более вредоносные потери, как перепроизводство и дефекты заменяются менее вредоносной потерей ожидания.

Пример. В магазине не оказалось муки, но её должны были подвести «с минуты на минуту», в итоге бабушка прождала полчаса.

Излишние запасы, как уже было сказано выше, являются следствием перепроизводства и влекут за собой появление таких потерь, как транспортировка, перемещения и дефекты. С точки зрения экономики, запасы — это замороженные деньги, т.е. деньги, заключённые в оборотных средствах организации, вложенные в закупку сырья, материалов, комплектующих, в зарплату работника предыдущих операций процесса и в прочие расходы по созданию добавленной стоимости, но не совершившие оборот и не высвободившееся в виде реализованного готового изделия. Это деньги застывшие в виде незавершённого производства на различных стадиях процесса изготовления того или иного изделия.

Пример. Для того, чтобы испечь пирожки внуку, бабушка замесила 3 кг. теста, из которых на пирожки израсходовала только 2 кг.

Дефекты, переделки, по-другому можно назвать выпуском продукции, несоответствующей требованиям Заказчика. Следствие дефектов и переделок — затраты сырья, материалов и рабочего времени на доработку либо затраты на переработку и утилизацию брака. Необходимо помнить, что кроме изготовления брака, его надо обнаружить, идентифицировать как таковой, т.е. провести контроль изготовленной продукции, а затем либо дорабатывать, либо утилизировать, на что затрачиваются перечисленные выше ресурсы.
Одна из особенностей взаимной зависимости потерь заключается в том, что по мере повышения уровня незавершённого производства в процессе уровень дефектной продукции также увеличивается. Это объясняется не просто математическим наличием доли дефектных изделий в определённом объёме продукции, но и некоторыми психологическими аспектами человеческого восприятия производства. Внутренние психологические установки человека гласят, что в большей массе незавершённого производства несколько бракованных изделий будут не заметны (как капля в море). Поэтому имея перед собой большие заделы, человек может бессознательно пропускать изделия, которые при отсутствии таковых вызвали бы у него сомнения либо были бы отбракованы. Ответственность человека, пропускающего дефект в массу незавершённого производства, как бы растворяется в ней.

Пример. Пирожки расклеились в духовке и бабушке пришлось их долепливать.

Излишняя обработка — видоизменение изделия, придание ему свойств или качеств, в которых не нуждается Заказчик, т.е. за которые он не готов платить (не представляют для него ценность). Наряду с изготовлением продукции лучшей, чем того требуют клиенты, добавления ненужных функций или этапов производства, которые маскируют дефекты, потерей излишней обработки может являться доведение продукта до состояния, требуемого Заказчиком (дополнительная работа). Например, упаковывание изделие в более дорогую или требующую большей трудоёмкости упаковку, либо ручная доработка стандартного изделия под требование Заказчика (разумеется, если за доработку не заплачены дополнительные деньги, компенсирующие соответствующие издержки).

Пример. Бабушка посыпала пирожки маком, в то время как её внук терпеть не может мак.

Перемещения наряду с транспортировкой является потерей по определению. Когда работник ходит, ценности он не создаёт (разумеется, если мы не рассматриваем работу курьера). Перемещение —  излишние переходы человека, движения, настройки при выполнении работы, которые могут быть вызваны отсутствием или некорректностью стандартов выполнения работы, либо низким уровнем трудовой дисциплины и организации рабочих мест.

Пример. Во время приготовления бабушка ходила в кладовку за мукой, в то время как могла хранить нужное количество на кухне.

Дополнительно к данной классической классификации часто упоминается восьмой вид потерь под названием невостребованный потенциал работника. Например, когда работник имеет высокую квалификацию или мотивирован на большее, но ему приходится выполнять работу, которая требует меньшей квалификации. Таким образом, потенциал работника остаётся не востребованным до конца.
Пример. Бабушка отлично печёт торты, но внука интересуют только пирожки.

Существует также вторая классификация, которая, по моему мнению, является не только бесполезной с точки зрения выявления и устранения потерь, но и немного опасной. В любом случае, вы должны о ней знать. Это классификация на потери первого и второго рода. Потери первого рода или чистые потери, т.е. действия, не добавляющие ценности, необходимо устранять сразу. Потери второго рода являются вынужденными (часто называют неизбежными), без которых нельзя обойтись, но их можно оптимизировать (уменьшить). Опасность заключается именно в интерпретации понятия потерь второго рода, часто она становится причиной бездействия работников (руководителей и специалистов). Идентификация потери как неизбежной позволяет не работать над ней. Как правило, ошибка происходит на подсознательном уровне, когда при подобной классификации, потери делятся на те, которые человек может устранить и не может по его субъективному мнению. Предлагаю не пользоваться этой классификацией в принципе, а устранять и оптимизировать всё, что не добавляет ценности. Классификации потерь на Муда, Мура, Мури посвящена отдельная статья. А пока всмотритесь в свою деятельность и окружающих, надеюсь, изложенного материала будет достаточно для осознания того количества потерь, которое нас окружает и для того, чтобы вы могли отличить их друг от друга.
Помните, что потенциал есть везде, любую потерю можно уменьшить либо избавиться от неё. Удачи вам.

Статья подготовлена на основании материала из книги «Бережливое производство для руководителей» , 2014 г. Ф.А. Семёнычев. 

Посмотрите видеокурс «Как рассчитать экономический эффект от устранения потерь?«

Добавить комментарий

Наши клиенты