Яндекс.Метрика

Зачем устранять 7 видов потерь?

Сам вопрос для некоторых может показаться нелепым. «как так, потери это же плохо», воскликнут они. Но, как показывает практика, понятно объяснить для чего же всё-таки устраняются 7 видов потерь, может не каждый. Данная статья была написана именно для создания ясности в этом вопросе.
Устранение потерь является неотъемлемой частью совершенствования как организации в целом, так и определённого создающего ценность процесса. Так всё-таки, зачем так важно устранение потерь?
Неоспоримым фактом является то, что прибыль, получаемая организацией от реализации продукта или услуги является разностью стоимости и себестоимости товара (услуги).

Прибыль = Стоимость – Себестоимость

В современном мире стоимость продукта определяется тем, сколько определённый сегмент рынка готов заплатить за продукт, учитывая его качество и сроки изготовления. Как правило, в сфере продаж на любой товар устанавливается максимально возможная стоимость, за которую только можно его продать. В свою очередь, стоимость сильно ограничена давлением рынка, т.е. конкуренцией, не позволяющей поднимать цены выше определённого уровня, что является частью так называемой современной рыночной экономики. Со стоимостью все, казалось бы, просто, по этому мы не будем вдаваться в подробности ценообразования.
В lean нас интересует как раз себестоимость, т.е. издержки, которые несёт организация при изготовлении определённого продукта или оказании услуги, т.е. те средства, которые необходимы для нормального поддержания производства продукции и существования организации. Это затраты на сырьё и материалы, заработанную плату работников, электроэнергию и прочие ресурсы. Говоря привычным мне языком, себестоимость состоит из издержек на создание ценности для Заказчика и бесполезных издержек, т.е. 7 видов потерь.
Ценность и потери

Таким образом, сокращая потери, мы сокращаем соответствующие издержки и уменьшаем себестоимость изделия (см. рисунок). Далее простая математика: при неизменной стоимости снижение себестоимости приводит к увеличению прибыли.

В масштабах организации всё понятно: устранение потерь — это сбережённые деньги.
В масштабе цеха, участка или отдела, снижение потерь может выражаться через сохранение фонда оплаты труда в коллективе, при постоянном сокращении потерь и высвобождении трудовых ресурсов. А может выражаться в виде определённых локальных улучшений, улучшении эргономики на рабочем месте, примером может являться сокращение перемещений или бесполезной бумажной работы и т.п. без явного выражения в себестоимости.

В настоящее время в большинстве продвинутых компаний принято измерять работу человека и состояние процесса определёнными показателями, отражающими их эффективность и результативность. Снижение потерь, несомненно, сказывается на этих показателях, более того, снижение потерь само по себе должно подлежать измерению. Как мы можем утверждать, что снизили потери, если мы не знаем, сколько их было и сколько стало?
Другими словами, если мы сокращаем передвижения работника – мы должны понимать, на сколько метров сокращено перемещение, и сколько времени высвобождено в результате, как это отражается в общей картине выполнения работ, например, в масштабе участка. Стоит обратить внимание, что большинство потерь, устраняемых в отношении работника, удобнее измерять в единицах измерения времени (секундах, минутах, часах). А желаемый результат устранения потерь в масштабе организации лучше измерить уменьшением фактических затрат рабочего времени  и увеличением производительности труда и повышением качества изделия.
Само по себе устранение потерь, например, на рабочих местах, ведёт к улучшению общих показателей организации, которые так или иначе направлены на достижение максимальной прибыли, для чего, собственно, и работает организация.

Например, сокращение перемещений рабочего в количестве 150 метров за цикл его работы (постоянно повторяемую последовательность действий), или на изготовление одного изделия, может составить, например, 100 секунд. При 10 циклах в смену это уже составит 1000 секунд, а в месяц 22000 секунд, или 6,1 часа, т.е. почти одну лишнюю рабочую смену. А это уже намного значительнее, чем просто 150 метров.
Можно сделать вывод, что выявление и устранение 7 видов потерь означает постоянный рост благосостояния организации в целом и каждого её работника в частности. Отдельно говорить о необходимости выявления и устранения потерь нет смысла, так как она просто очевидна. Стоит отметить только одну важную аксиому: очень сложно увеличить уровень продаж, например на 10%, но снизить издержки на 10%, устраняя потери, достаточно просто, при этом потенциал для устранения потерь присутствует в каждом процессе, вне зависимости от его уровня совершенства. Другими словами, сколько бы раз вы не улучшали процесс (рабочую операцию, стандарт и т.п.), нельзя сказать, что больше улучшить ничего нельзя, потенциал есть всегда и везде, даже в самых высокоэффективных процессах. Устранение потерь – это всего лишь некие малые шаги в направлении достижения целей и процветания организации.
Таким образом, снижая потери, мы снижаем различного род издержки, затрачиваемые на производство, следовательно, снижаем себестоимость продукта и тем самым высвобождаем средства и ресурсы для дальнейших улучшений.

Статья подготовлена на основании материала из книги «Стандартизованная работа. Методы построения идеального бизнеса» , 2014 г. Ф.А. Семенычев. 

Добавить комментарий

Наши клиенты