Автономное обслуживание оборудования

Автономное обслуживание оборудования – это не просто наиболее распространённое направление развёртывания TPM (всеобщего обслуживания оборудования) и один  из 8-и столпов TPM. Оно также является направлением, которое по своей сути является применением инструмента 5S по отношению к определённому оборудованию, что подтверждается частичным совпадением шагов 5S с шагами автономного обслуживания.

Основная задача при внедрении автономного обслуживания – выделить те параметры обслуживания оборудования, которые мог бы выполнять сам работник и передать их ему. В основе этой идеи лежит очень точное сравнение с обслуживанием собственного автомобиля. Водитель сам доливает масло, меняет фильтры, подкачивает колёса и т.п., так как он чувствует ответственность за свой автомобиль, он вложил в него деньги и желает получать удовольствие от езды как можно дольше. Используйте это сравнение при внедрении автономного обслуживания, оно как никакое другое передаёт суть концепции. Это чувство собственника должно вырабатываться по отношению к оборудованию, на котором работает оператор. Это оборудование позволяет ему производить продукт и получать за это заработанную плату, оно «кормит» оператора. Обратите внимание, что именно оператора, не наладчика или ремонтника. Более того, оператор первый чувствует неисправность в работе, так же как водитель при управлении своим автомобилем. По вибрациям, запаху, нехарактерному звуку или задержкам оператор может определить, что в работе оборудования что-то происходит не так, как надо. Необходимо использовать эту возможность для предотвращения поломок, появления дефектных изделий и увеличения времени полезной работы оборудования.

Выделяют 7 шагов автономного обслуживания оборудования:

  1. Первоначальная чистка оборудования. Прежде чем обслуживать оборудование, оно должно быть приведено к требуемому виду: очищено и убрано. На данном шаге выявляются источники загрязнения, восстанавливается работоспособность оборудования (доливается масло, охлаждающая жидкость, производится мелкий ремонт);
  2. Предотвращение загрязнения, улучшение обслуживания. Устраняются выявленные источники загрязнения (пар, течи масла, просыпанная стружка и т.п.) так, чтобы они больше не появлялись, улучшается сбор и удаление загрязнений. Также улучшается доступ к оборудованию для его очистки (выполняются окошки на оборудовании, обеспечивается проход и т.п.);
  3. Стандартизация чистки и обслуживания. Определяются операции по чистке и уборке оборудования, периодичность их выполнения, необходимый способ и инструмент. Данная информация формализуется в виде стандартов автономного обслуживания. Применение визуализации на данном шаге поможет быстро выявить отклонение и определить работоспособность оборудования (визуализация параметров уровня жидкости, давления, температуры и т.п.);
  4. Обучение операторов обслуживанию своими силами. Работники должны понимать, что они являются хозяевами оборудования, и только они могут первыми обнаружить какую-либо неисправность. Прорабатываются признаки возможных неисправностей, порядок реакции работников, а также разработанная последовательность и периодичность обслуживания оборудования. В обучении обязательно участие компетентных представителей ремонтных служб;
  5. Обслуживание силами оператора. На данном шаге отслеживается проведение периодического обслуживания, формируются необходимые привычки. Руководство обеспечивает должный контроль, а представители ремонтной службы следят за правильностью выполнения автономного обслуживания;
  6. Обеспечение работы по стандартам. Закрепляются знания операторов, устраняются все замечания и проблемы, выявленные по результатам наблюдения за процессом автономного обслуживания, которые ему препятствуют или затормаживают его;
  7. Полное применение автономного обслуживания. Распространение опыта на другие единицы оборудования и постепенное совершенствование. Совершенствуются  способы обслуживания, применяемый инструмент, методы обнаружения неисправностей и реакции на них и т.п.

Внедрение автономного обслуживания, как правило, является подготовкой к внедрению всеобщего обслуживания оборудования, т.к. усилия, приложенные в остальных направлениях работ, не дадут требуемых результатов, пока сами операторы не начнут относиться к оборудованию как к своему собственному.

Задача руководителя на стадии внедрения автономного обслуживания – отслеживать, что

  • определено лимитирующее оборудование (оборудование, непосредственно влияющие на скорость потока создания ценности);
  • оборудование формально закреплено за операторами;
  • ничего не мешает работнику проводить автономное обслуживание (например, устранены источники загрязнения, есть время и средства для этого и т.п.). Лучше поинтересоваться у самих операторов;
  • руководители нижнего звена управления понимают и могут объяснить, на какой стадии внедрения автономного обслуживания оборудования они находятся;
  • стандарты автономного обслуживания оборудования разрабатываются и контролируются руководителями нижнего звена управления;
  • ремонтная служба обучает и поддерживает операторов в автономном обслуживании.

Статья подготовлена на основании материала из книги «Бережливое производство для руководителей. Продвинутый уровень» , 2014 г. Ф.А. Семенычев. Специально для LeanBase.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • 5
  • 6
  • 4
  • 1
  • 3
  • 2
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • ЗВТ