Яндекс.Метрика

Производственная система КАМАЗа

Группа компаний КАМАЗ — крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. КАМАЗ — лидер на рынке грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн, выпускает широкую гамму грузовой техники: грузовые автомобили более 30 моделей, свыше 400 комплектаций, прицепы, автобусы, тракторы, силовые агрегаты. В группу компаний КАМАЗ входит 13 дочерних обществ, 96 предприятий, включая сборочные предприятия во Вьетнаме, Иране, Казахстане, Пакистане, Северной Корее и совместные предприятия, такие как «КАМАЗ-Инжиниринг», «ZF-Кама», «Камминз Кама», «Кнорр-Бремзе Кама», «Федерал Могул Набережные Челны». Численность работников ОАО «КАМАЗ» — 38 тысяч человек.

Среди компаний, исповедующих принципы Бережливого производства,  в настоящее время КАМАЗ является признанным лидером. Многие организации стремятся перенять успешный опыт КАМАЗа и его  производственной системы (PSK). КАМАЗ,  в свою очередь, открыто делится накопленным опытом и знаниями.

История развития производственной системы КАМАЗа началась в 2006 году. Создан центральный управляющий орган – «Координационный совет», и «Комитет развития производственной системы». В этом же году обучение по курсу «Лидерство» в рамках «Каскада-1» прошли 56 топ-менеджеров компании, в рамках «Каскад-2» обучилось еще 1200 руководителей компании. В 2007 году был изучен передовой опыт Мировых автопроизводителей (прежде всего японских). Начинается внедрение отдельных инструментов «Бережливого производства». Началось обучение каскадным методом персонала компании. Уже в этот период можно говорить об определенной системности в работе. 2008 год – год коренного перелома. Впервые были приняты единые «Корпоративные цели» и подписана декларация о «Производственной системе «КАМАЗ» — документы, на основе которых строилась вся дальнейшая работа. Начато масштабное внедрение инструментов «Бережливого производства» во всех организациях и подразделениях ОАО «КАМАЗ».

Особо следует отметить визит первых руководителей на «ГАЗ», который на тот момент времени существенно продвинулся в работе по внедрению «Бережливого производства». Создаются 4 эталонных участка корпоративного уровня.  2009 год ознаменовался переходом на качественно новый уровень. Создается 106 эталонных участков. Ведется работа по стандартизации и визуализации основных процессов. Создан институт консультантов по развитию PSK. Проходят подготовку 12 lean-менеджеров (консультантов по развитию PSK).

Открыт совместный проект с «Даймлер» по развитию «ПСК». В 2010 году дан старт проекту «Маяк» как средству интеграции производственных систем PSK (КАМАЗ) и TOS (Даймлер). В работу по развитию производственной системы включены поставщики и сервисные центры. В 2011 году был реализован проект «Маяк» на АвЗ, успешный опыт проекта был транслирован на другие заводы и подразделения ОАО «КАМАЗ» . В этом же году началось развитие PSK в офисных процессах. В 2013 году группа ТОР-менеджеров прошла обучение на Фабрике имитации процессов компании Даймлер, в этом же году была организована собственная Фабрика процессов и началось массовое обучение персонала. Развитие не прекращается и по настоящее время.

Основные методы и инструменты, которые можно посетив ОАО КАМАЗ следующие:

  • SFM. Работа Заводского, цехового и бригадного инфоцентров, принцип управления из места создания ценности, управление на основе ключевых показателей и декомпозированных целей. Визуализация и решение проблем, работа в едином ритме.
  • Проект Маяк.  Можно увидеть историю работ, проделанных в ходе проекта Маяк, основные трудности и достижения проекта. Перебалансировка загрузки операторов и внедрения метода стандартизованной работы. Принцип работы с диаграммой Ямазуми. Организация позиций и логистики.
  • Встроенное качество. Петли качества: переход на самоконтроль, принцип работы ворот качества, аудит глазами потребителя и инспекционный контроль, показатели качества.
  • Андон. Описание системы Андон, предпосылок её внедрения, принципа работы и эффективности, работа процедуры эскалации.
  • ТРМ. Автономное обслуживание на примере лимитирующего оборудования, система красных ярлыков и предупредительного обслуживания.

Статья подготовлена во исполнение цели PSK (Производственной системы КАМАЗа) «Обеспечить широкое распространение информации об успешном опыте развития PSK».

Семёнычев Ф.А. специально для LeanBase.ru

Добавить комментарий

Наши клиенты