В современной нестабильной экономической обстановке, когда спрос на продукты и услуги невозможно предугадать, а производственные планы постоянно меняются, многие организации начинают задумываться об организации кружков качества. Вы спросите, какая здесь связь? Самая прямая: нестабильность планирования часто порождает простои производства.
Например, Заказчик не подтвердил желание получать продукт, не смог оплатить его или просто отказался. Хорошо, что этот продукт ещё не произведён, мы не потратили средства на его изготовление, но мы планировали это сделать. И часто получается так, что вместо запланированных, например, 20 смен в неделю, приходится работать 18 или 19 смен. Причины такого явления могут быть различными, важно то, что оно не просто существует, а часто встречается в суровых российских реалиях.
Наиболее распространённое решение в такой ситуации – распустить персонал (отправить отдыхать, как правило, без оплаты), либо занять его уборкой или работой про запас (на создание задела или перепроизводства). Что получится в результате, все прекрасно понимают. В лучшем случае нестабильность работы существенно понижает удовлетворённость персонала, организация напрасно тратит средства (не производя продукт, оплачивает работу персонала). В худшем случае, персонал, понимая ситуацию, старается работать как можно медленней, используя для этого все объективные причины, чтобы самому стабилизировать собственную загрузку. Вот вам и связь.
Многие организации в последнее время используют подобное время простоев для обучения и развития персонала, а также для того, чтобы извлечь из него бесценный опыт тех, кто ежедневно создаёт ценность. Мы часто упоминали об этом на страницах настоящего сайта.
Зарождение кружков качества началось в Японии в группе компаний Тойота в 50-х годах, на их появление достаточно сильное влияние оказал профессор Э. Деминг (см. 14 принципов Э. Деминга). В те нелёгкие для Японии дни это был единственный выход для поднятия эффективности производства. Рабочие собирались после рабочего дня и обсуждали проблемы в области качества, принимали решения, реализовывали их, мелкими шагами укрепляя эффективность компании.
По организации групповой работы написана отдельная статья, где разобраны несколько направлений, в которых она может быть организована, поэтому не будем на ней останавливаться. Что касается именно кружков качества, то это – один из наиболее полезных видов деятельности, но здесь, как и везде, есть свои нюансы. Недостаточно просто собрать работников, посадить их в круг и продержать их в таком состоянии некоторое время. Работа кружка качества – это коллективный мозговой штурм, который позволяет решить определённые проблемы. Следовательно, работа каждого кружка имеет свою цель и выходы. Мало просто организовать обсуждение вместе с рабочими, необходимо понимать в первую очередь для чего оно необходимо: какие цели вы ставите, и какой результат вы хотите получить.
В целом, последовательность организации кружков качества можно представить следующим образом:
- Появление возможности проведения групповой работы, определение периодичности и продолжительности, определение зоны охвата кружка. Здесь вы изучаете возможность привлечения персонала для работы в направлении качества. Рекомендуется брать небольшие зоны и группы: бригада, участок. Если вам приходится останавливать весь цех, целесообразней будет разбиться на несколько мелких групп и заняться разными проблемами.
- Постановка целей на основании статистики по качеству. Определите, какие наиболее серьёзные проблемы образуются, проходят или просто покидают выбранную зону: какой брак вы производите или пропускаете через себя (см. также вопросы для кружка качества).
- Определение состава кружка: кого необходимо привлечь, помимо работников? Часто может понадобиться привлечение технолога, ремонтника, специалиста по инструменту, качеству. Всё зависит от поставленных целей и задач.
- Определение ответственного за ведение кружка качества, того, кто будет руководить мозговым штурмом, представлять решения руководству. Это должен быть человек, подкованный в вопросах lean, понимающий подходы встроенного качества, принципы PokaYoke.
- Составление плана работы кружка. Определите, какие вопросы в какой последовательности необходимо разобрать для достижения целей, какие мероприятия необходимо реализовать и т.д.
- Легализация всего вышесказанного: выпуск распоряжения или других документов, если это необходимо.
- Работа и постоянная обратная связь между кружком и руководством. Работники должны чувствовать, что руководство заинтересовано в их работе и поддерживает их.
Организация групповой работы задача не сложная. Главное, что необходимо – это осознать ценность знаний и опыта работников и понимать важность их вовлечения в жизнь организации важность. В следующей статье предлагаются вопросы, которые фокусируют внимание на основных аспектах качества, рекомендованные к обсуждению в кружках.
Желаю удачи.
Семёнычев Филипп, специально для leanbase.ru