Принцип завершённости процесса

Принцип «завершённости процесса» является одним из наиболее значимых принципов, обеспечивающих качество выполнения работ практически в любых процессах и условиях. Данный принцип применяется для поддержания качества выполнения стандартизованных работ.

Сам принцип можно сформулировать следующим образом: периодически повторяющаяся работа, имеющая логическое завершение, должна выполняться одним работником и завершаться проверкой качества выполненной работы. Одна формулировка не передаёт полностью всего смысла принципа, поэтому объясним, что это означает.

Например, если рассматривать операцию монтажа какого-нибудь узла, то категорически запрещается распределять элементарные действия между разными работниками. То есть тот, кто начинает устанавливать узел, должен заканчивать установку и проверять её качество.

Подумайте сами, что будет, если один работник, например, наживляет болты, другой выставляет правильное положение узла, а третий затягивает? Подобные работы должны строго выполняться одним работником и предусматривать проверку качества по завершению работы. Принцип можно перефразировать следующим образом: тот, кто начал делать определённую работу, тот завершает её выполнение и отвечает за её качество.
Таким образом, повышается ответственность исполнителя за качество его работы, точнее, она не распределяется между несколькими работниками, поэтому в случае возникновения проблем с качеством можно найти работника, выполнившего свою работу некачественно и выяснить причину. Именно само наличие такой возможности существенно повышает уровень ответственности. Но основная задача принципа – не найти виновного, а обеспечить выход годного изделия из операции и процесса, предотвратить появление ошибок.

Применительно к процессу и его этапам также не допускается подобного деления логически завершённой работы, процесс должен предусматривать проверку качества выполненных работ. Данный принцип должен являться основным при делении процесса на этапы и этапов на операции, а также при разработке стандартов выполнения работ («я начал, я завершил, я проверил»).

Приведённые принципы и способы повышения качества (в том числе и принцип «3Не», stop line) применимы не только при изготовлении материального продукта, но и в любой другой работе. Оказание услуг, проведение проверок, работы по логистике и ремонту, разработке конструкторской и технологической документации и т.п. также должны выполняться качественно, то есть в соответствии с требованиями Заказчика. Начало формирования бережливого отношения (lean-подхода) к качеству должно осуществляться с формирования нужных парадигм в первую очередь у руководителей, а затем у персонала. Применение любых технических средств (сигнализаций, визуализаций и т.п.) должно вытекать из целей формирования определённых парадигм, но никак не наоборот. Они лишь способствуют формированию правильного мышления, что и должно являться целью работы руководителя, в том числе и в области качества.

Статья подготовлена на основании материала из книги «Бережливое производство для руководителей. Продвинутый уровень» , 2014 г. Ф.А. Семёнычев. Специально для LeanBase.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • 5
  • 6
  • 4
  • 1
  • 3
  • 2
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • ЗВТ